Сюжет первого, остановившего наше внимание своей непонятностью, рисунка находит себе разъяснение в последнем, девятом. Профессор Опискин сидит за столом, освещенным «фирменной» булгаковской настольной лампой с абажуром; старательно прорисованные, как душ, яркие лучи ее должны образовывать на поверхности стола тот самый магический круг, о котором Булгаков, в частности, с такой нежностью говорит в рассказе «Воспоминание...» Реплика вторгшейся в его кабинет «бабы-яги» — тоже из рассказов Булгакова о своем квартирном быте: «12 ч. ночи. — Ишь, сидит по ночам, как в иллюзионе... Свет, гражданин, гасите!» Любопытная деталь: на стене часы, на которых очень ясно показано не 12, а 2 часа. Эта деталь связывает нас с той самой «булгаковской» карикатурой про Наркоминдел из № 3, на которой, точно так же информативно и создавая противовес реплике персонажа, был изображен календарь.
Это вводит мотив времени, а время у Булгакова перевернуто. Слово «иллюзион» (типичное название для кинотеатров эпохи немого кино), ни к селу ни к городу произнесенное старухой, подытоживает развитие тех самых предвосхищающих кинематографических мотивов, о которых мы говорили. Собственно, ведь и «Собачье сердце», и «Иван Васильевич» самого Булгакова тоже были экранизированы. В фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» мы с особой наглядностью, благодаря кинематографическому трюку, видим эти исчезающие стенки, делающиеся прозрачными. Так что соответствующий рисунок может считаться реминисценцией не столько собственной комедии Булгакова, сколько кинофильма, который был на ее основе поставлен!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |