В приведенной в самом начале нашего исследования дневниковой записи Булгакова мы читали, что на первом заседании редакции реорганизуемого «Красного перца» с участием «комиссара» А. Верхотурского обсуждалась предложенная кем-то (чуть ли не самим тогдашним другом Булгакова В.П. Катаевым!) тема для карикатуры «Европейское равновесие». Иллюстрировать ее должен был, по словам Булгакова, «конечно, жонглер и т. д.» Вводное слово не обязательно должно выражать оценку этого визуального ряда как банального, само собой разумеющегося, но, возможно, — и как повторяющегося, уже где-то встречавшегося.
И действительно, именно так, в виде цирковой арены с выступающими дрессировщиками, мы видели изображение «политической арены» в «Дрезине» 1923 года. Более того, подчеркнутый в реплике Верхотурского задний план предполагаемого рисунка — был актуализован именно в «дрезининской» карикатуре. Только по мнению редактора-«комиссара» (повторю: в передаче Булгакова) на заднем плане должны быть «видны рабочие, которые войдут и весь этот буржуазный цирк разрушат», — а на рисунке «Дрезины», напротив, на заднем плане был изображен буржуазный министр Керзон в виде... неприлично ведущего себя, испражняющегося прямо на арене циркового ослика!
Это «дрезининское» карикатурное изображение «политической арены» отразится на страницах «Красного перца» в том же 1925 году, когда появилась заметка о своеобычном использовании «моряками» манифестов претендентов на русский престол. И реминисценция в этом случае имеет тем большее значение, что именно в это время фамилия Верхотурского, наконец, действительно, как и предрекал ранее Булгаков, появится в выходных данных журнала в качестве его редактора.
Рисунок Н. Купреянова в мартовском № 10 имеет эпиграф: «Раньше размер штрафа за нарушение обязательного постановления в сельских местностях достигал 300 рублей. Теперь издан циркуляр, что штраф не должен превышать 3 руб. (Из газет)» (стр. 8). Если осрамившийся ослик в «Дрезине» был изображен целомудренно стоящим в отдалении, то на рисунке «Красного перца» прямо перед нами стоит повернувшаяся к нам задом корова и... изливает на землю тугую струю содержимого своего желудка!
В 1926 году, когда ответственный редактор вновь сменился и близилось уже окончательное уничтожение журнала, в мартовском № 10 на рисунке Ю. Ендржеевского появилось изображение... писающей у столбика собачки; бдительный мальчишка указывает на нее составляющему протокол милиционеру (стр. 7). Видимо, и на этот раз струя предназначалась горе-редактору, а также его приспешникам, загубившим своим идеологическим надзором великолепное сатирическое издание...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |