Нет ни малейшего сомнения, что автор «Красного перца» имел необъяснимую для нас возможность близко к тексту воспроизвести предисловие к будущему роману! И, хотя он не оставил после себя подписи, нельзя сказать, что он не дал вовсе никакого намека. Пародийный рисунок, изображающий «Американский фашизм», разъясняется так: «5. К сахарной голове подрисовываются руки и ноги. В верхней части делаются отверстия для глаз, носа и рта. Ясно, что это» (надо понимать — одеяние «американского фашиста», «ку-клукс-клановца»). Вот эта-то сахарная голова и объясняет появление стилизации детских рисунков, указывая ту публикацию журнала, которая послужила прообразом фельетона «Как сделаться юмористом...»
Ту же самую, точно так же нарисованную сахарную голову мы находим в 1923 году в № 11 от 15 сентября в фельетоне Льва Гумилевского с рисунками Дарана, представляющими собой тоже стилизацию детского рисунка (так что, возможно, Даран является автором рисунков и к фельетону 1924 года) и иллюстрирующими понимание ребенком — героем фельетона того, что говорит его отец.
Сахарная голова здесь предстает, с одной стороны, в своем собственном значении, однако... так же как «американский фашист» в 1924 году, одушевленной: реплика отца «Да, сел мне на шею этот сахар» иллюстрируется буквально — сахарная голова с нарисованным лицом и саблей в руке улыбаясь сидит на шее толстяка. А теперь сообщим название фельетона 1923 года: «Как это кажется Мише». Не открывает ли оно причину соотнесенности двух этих публикаций? И не содержит ли указание на имя того, кто мог бы явиться автором пародийного «самоучителя» 1924 года?
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |