Вот, насколько мы сегодня способны судить, причина, по которой в № 16 появилась карикатура, напоминающая о рисунке, вызвавшем не так давно личное негодование председателя Коминтерна. Напоминает о себе на страницах «Занозы» и отражение рокового рисунка «Дрезины», появившееся в одном из прошлогодних номеров «Красного перца»: в виде нефтяной вышки с веселым самоубийцей. В № 17, в стык с лейтмотивным рисунком умирающей свиньи — находится «Нефтяной рассказ», да еще и за каламбурно звучащей в данном контексте подписью... Свэн! (Срв. усеченную форму слова «свинья» — «свин», предельно близкую к фамилии фельетониста, у Маяковского в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо».)
Рисунок «Памятник Пуанкаре» в № 16 имеет примечание: «См. 2-ю страницу». Там мы находим уже не только немое изображение, но и иносказательную характеристику происходящего. Рисунок того же М. Черемных, что и обложечная карикатура, называется «Французская борьба». На нем изображены два сцепившихся борца, причем, что примечательно, один из них в маске. Рисунок сопровождается текстом: «Нашим художником изображен один из излюбленных приемов французской борьбы Рур-де-тет. Сущность этого приема заключается в расстрелах и удушении бастующих рабочих Рура капиталистами Франции.
Применяя исключительно запрещенные приемы, в пылу борьбы, французская буржуазия не обращает внимания на предостерегающие окрики арбитра — СССР. Тем не менее, близок час, когда она будет окончательно брошена на лопатки».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |