Вернуться к М.С. Алиева. Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в художественном тексте (на материале произведений М.А. Булгакова)

Заключение

Антропонимическое пространство произведений М.А. Булгакова носит стилистически маркированный характер. Совокупность всех антропонимических единиц произведений образует антропонимическую систему, являющуюся составным их компонентом. Комплексный анализ всех антропонимических и безантропонимных именований персонажей произведений позволяет представить их в виде единой системы с рядом общих черт и закономерностей:

1) в классических художественных текстах, каковыми являются произведения М.А. Булгакова, нашла свое воплощение система традиционного, реального русского именословия в ее синхронии и диахронии. Антропонимические структуры именования были внедрены в художественные тексты М.А. Булгаковым с опорой на многовековые традиции русского именословия. Как и в реальном именословии, в литературной антропонимии писателя отмечены модели однословного (только личное имя, только отчество, только фамилия, только прозвище), двухсловного (личное имя + отчество, личное имя + фамилия, личное имя + прозвище, фамилия + прозвище), трехсловного (личное имя + полное отчество + фамилия, личное имя + полуотчество + фамилия) именования, бытовавших в России в начале XX века. Комбинации из личных имен, отчеств, фамилий и прозвищ используются М.А. Булгаковым в соответствии с принятыми в начале XX века нормами речевого этикета. В процессе подбора моделей именования для своих героев писатель учитывал характеристики вступивших в контакт (половозрастную характеристику, социальный и материальный статус, степень знакомства и родства, моральные качества и т. п.).

2) выбор имен собственных был обусловлен характером содержания создаваемого произведения. Изображая исторические события, М.А. Булгаков опирался на реальный ономастикон описываемой эпохи и отражал сложные антропонимические процессы того или иного исторического периода. В подобного рода произведениях отмечается наличие имен реально существовавших военных и политических деятелей (Петлюра, Скоропадский, Иосиф, Каифа, Афраний и др.). В произведениях, содержащих элементы сатиры, основную часть антропонимов составляют созданные автором семантически значимые и эмоционально окрашенные имена.

3) автобиографизм является одной из главных особенностей творчества М.А. Булгакова. Эта особенность неминуемо отражается на ономастиконе его произведений. В ряде случаев для именования персонажей писателем используются имена их прототипов (Николка, отец Александр, Карась, Аннушка). Однако, как правило, М.А. Булгаков не указывает прямо на конкретную личность, а лишь делает намек на нее, тщательно маскируя характерные черты и скрывая имя.

4) Обширную группу в ономастиконе булгаковских произведений составляют номинации, выполняющие характеризующую функцию. Автором подбираются фамилии, вызывающие специфические ассоциации, важные для понимания и раскрытия основных черт того или иного образа. При этом им может использоваться как прием прямой характеристики (Лиходеев), так и косвенно-характеристический прием (Щеткин, Лапшенникова, Рюхин).

5) Работая в юмористическом ключе, М.А. Булгаков продолжает лучшие традиции русской классической литературы (А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова и др.).

6) Богатый интеллектуальный потенциал и музыкальные пристрастия М.А. Булгакова нашли свое отражение в используемых им антропонимах, среди которых отмечаются имена прославленных музыкантов (Стравинский, Берлиоз), имена, зафиксированные в энциклопедических словарях и трудах, посвященных истории и религии (Тофан, граф Роберт, Гестас, Дисмас, Афраний).

7) В произведениях М.А. Булгакова фигурируют антропонимы, которые принадлежат виднейшим деятелям культуры и политики и не являются именованиями персонажей. Эти антропонимы выполняют различные функции (создание достоверности, документальной объективности описываемых событий, создание комического эффекта) и апеллируют к совместному опыту автора и читателя (Троцкий, Деникин, Мольер, Шекспир, Достоевский, Пушкин, Кант).

8) Реалистическое изображение человека у М.А. Булгакова обусловливает социальную дифференциацию именований персонажей. В созданных писателем антропонимах социальное разграничение проявляется на фонетическом и лексическом уровнях.

9) Имена собственные каждого отдельно взятого произведения М. Булгакова в совокупности своей представляют тщательно выстроенную антропонимическую систему, играющую важную роль в реализации идейно-художественного замысла писателя.

10) Фонетико-морфологическая структура и формообразующая система произведений М.А. Булгакова находится в рамках общерусской антропонимической системы.

11) В своей работе мы использовали набор основных общеязыковых функций (обозначать индивидов, служить средством номинации лиц, выделяя их и различая, конкретизируя и обобщая) и речевых (функция коммуникативно-стилистическая, реализующаяся в апеллятивной, дейктической и номинативно-экспрессивной; функция индивидуальной — непосредственной (Грязнов, Медведев) и косвенной (Баланда, Бунчук) — характеристики; эстетическая функция и функция обобщения. Материал свидетельствует о еще одной разновидности функции индивидуальной характеристики, связанной с ролью номинативного знака;

12) В художественном тексте внутренняя форма (мотивация) антропонима оказывается эстетически значимой и, следовательно, функционально нагруженной. В первую очередь это касается прозвищ как самого мотивированного разряда антропонимов в художественных текстах. Этимология фамильных имен персонажей произведений М.А. Булгакова не содержит прямых указаний на внешние и внутренние черты их носителей, а лишь опосредованно указывает на общую направленность образа; стилистические и экспрессивные коннотации такие онимы обретают в процессе функционирования в тексте.

Системный подход к изучению антропонимии произведений М.А. Булгакова дает возможность исследователю оценить знание Булгаковым эволюции русской антропонимии, а также умение с помощью имени персонажа раскрыть красоту, богатство, исключительную экспрессивность русских имен в широком смысле. Детальное сопоставление вымышленных и реальных именований показывает исключительную скрупулезность Булгакова в подборе номинативного знака для своего персонажа, разнообразие вариантов и художественных нюансов индивидуализации лица с целью максимальной объективации и экспрессивного воздействия на читателя.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что М.А. Булгаков является блестящим мастером поэтической антропонимии. Имена собственные занимают почетное место в словарном богатстве его произведений и по праву могут считаться одним из существенных элементов создания ярких колоритных образов. В произведениях М.А. Булгакова нашли свое воплощение как сложившаяся в XIX веке реалистическая традиция номинации персонажей художественного произведения, так и ее художественная эволюция. М.А. Булгаков в этой связи впитал все традиции русской литературной классики, существенно ее дополнил и ввел в русское антропонимическое пространство новые имена, послужившие эталоном стилизации народного именослова.