Антропонимическое пространство произведений М.А. Булгакова носит стилистически маркированный характер. Совокупность всех антропонимических единиц произведений образует антропонимическую систему, являющуюся составным их компонентом. Комплексный анализ всех антропонимических и безантропонимных именований персонажей произведений позволяет представить их в виде единой системы с рядом общих черт и закономерностей:
1) в классических художественных текстах, каковыми являются произведения М.А. Булгакова, нашла свое воплощение система традиционного, реального русского именословия в ее синхронии и диахронии. Антропонимические структуры именования были внедрены в художественные тексты М.А. Булгаковым с опорой на многовековые традиции русского именословия. Как и в реальном именословии, в литературной антропонимии писателя отмечены модели однословного (только личное имя, только отчество, только фамилия, только прозвище), двухсловного (личное имя + отчество, личное имя + фамилия, личное имя + прозвище, фамилия + прозвище), трехсловного (личное имя + полное отчество + фамилия, личное имя + полуотчество + фамилия) именования, бытовавших в России в начале XX века. Комбинации из личных имен, отчеств, фамилий и прозвищ используются М.А. Булгаковым в соответствии с принятыми в начале XX века нормами речевого этикета. В процессе подбора моделей именования для своих героев писатель учитывал характеристики вступивших в контакт (половозрастную характеристику, социальный и материальный статус, степень знакомства и родства, моральные качества и т. п.).
2) выбор имен собственных был обусловлен характером содержания создаваемого произведения. Изображая исторические события, М.А. Булгаков опирался на реальный ономастикон описываемой эпохи и отражал сложные антропонимические процессы того или иного исторического периода. В подобного рода произведениях отмечается наличие имен реально существовавших военных и политических деятелей (Петлюра, Скоропадский, Иосиф, Каифа, Афраний и др.). В произведениях, содержащих элементы сатиры, основную часть антропонимов составляют созданные автором семантически значимые и эмоционально окрашенные имена.
3) автобиографизм является одной из главных особенностей творчества М.А. Булгакова. Эта особенность неминуемо отражается на ономастиконе его произведений. В ряде случаев для именования персонажей писателем используются имена их прототипов (Николка, отец Александр, Карась, Аннушка). Однако, как правило, М.А. Булгаков не указывает прямо на конкретную личность, а лишь делает намек на нее, тщательно маскируя характерные черты и скрывая имя.
4) Обширную группу в ономастиконе булгаковских произведений составляют номинации, выполняющие характеризующую функцию. Автором подбираются фамилии, вызывающие специфические ассоциации, важные для понимания и раскрытия основных черт того или иного образа. При этом им может использоваться как прием прямой характеристики (Лиходеев), так и косвенно-характеристический прием (Щеткин, Лапшенникова, Рюхин).
5) Работая в юмористическом ключе, М.А. Булгаков продолжает лучшие традиции русской классической литературы (А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова и др.).
6) Богатый интеллектуальный потенциал и музыкальные пристрастия М.А. Булгакова нашли свое отражение в используемых им антропонимах, среди которых отмечаются имена прославленных музыкантов (Стравинский, Берлиоз), имена, зафиксированные в энциклопедических словарях и трудах, посвященных истории и религии (Тофан, граф Роберт, Гестас, Дисмас, Афраний).
7) В произведениях М.А. Булгакова фигурируют антропонимы, которые принадлежат виднейшим деятелям культуры и политики и не являются именованиями персонажей. Эти антропонимы выполняют различные функции (создание достоверности, документальной объективности описываемых событий, создание комического эффекта) и апеллируют к совместному опыту автора и читателя (Троцкий, Деникин, Мольер, Шекспир, Достоевский, Пушкин, Кант).
8) Реалистическое изображение человека у М.А. Булгакова обусловливает социальную дифференциацию именований персонажей. В созданных писателем антропонимах социальное разграничение проявляется на фонетическом и лексическом уровнях.
9) Имена собственные каждого отдельно взятого произведения М. Булгакова в совокупности своей представляют тщательно выстроенную антропонимическую систему, играющую важную роль в реализации идейно-художественного замысла писателя.
10) Фонетико-морфологическая структура и формообразующая система произведений М.А. Булгакова находится в рамках общерусской антропонимической системы.
11) В своей работе мы использовали набор основных общеязыковых функций (обозначать индивидов, служить средством номинации лиц, выделяя их и различая, конкретизируя и обобщая) и речевых (функция коммуникативно-стилистическая, реализующаяся в апеллятивной, дейктической и номинативно-экспрессивной; функция индивидуальной — непосредственной (Грязнов, Медведев) и косвенной (Баланда, Бунчук) — характеристики; эстетическая функция и функция обобщения. Материал свидетельствует о еще одной разновидности функции индивидуальной характеристики, связанной с ролью номинативного знака;
12) В художественном тексте внутренняя форма (мотивация) антропонима оказывается эстетически значимой и, следовательно, функционально нагруженной. В первую очередь это касается прозвищ как самого мотивированного разряда антропонимов в художественных текстах. Этимология фамильных имен персонажей произведений М.А. Булгакова не содержит прямых указаний на внешние и внутренние черты их носителей, а лишь опосредованно указывает на общую направленность образа; стилистические и экспрессивные коннотации такие онимы обретают в процессе функционирования в тексте.
Системный подход к изучению антропонимии произведений М.А. Булгакова дает возможность исследователю оценить знание Булгаковым эволюции русской антропонимии, а также умение с помощью имени персонажа раскрыть красоту, богатство, исключительную экспрессивность русских имен в широком смысле. Детальное сопоставление вымышленных и реальных именований показывает исключительную скрупулезность Булгакова в подборе номинативного знака для своего персонажа, разнообразие вариантов и художественных нюансов индивидуализации лица с целью максимальной объективации и экспрессивного воздействия на читателя.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что М.А. Булгаков является блестящим мастером поэтической антропонимии. Имена собственные занимают почетное место в словарном богатстве его произведений и по праву могут считаться одним из существенных элементов создания ярких колоритных образов. В произведениях М.А. Булгакова нашли свое воплощение как сложившаяся в XIX веке реалистическая традиция номинации персонажей художественного произведения, так и ее художественная эволюция. М.А. Булгаков в этой связи впитал все традиции русской литературной классики, существенно ее дополнил и ввел в русское антропонимическое пространство новые имена, послужившие эталоном стилизации народного именослова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |