В ходе предпринятого обзора проблематики произведений Булгакова наряду с уже существующими выводами и суждениями были сделаны новые наблюдения. Так всегда бывает, когда обращаешься к глубоким и неоднозначным художественным источникам. Мы только не затронули рассказы и фельетоны, а также оперные либретто Булгакова, которые уже полностью опубликованы, вместе с их черновыми редакциями1.
Нами в книге также не уделено специального внимания вопросу восприятия личности и творчества Булгакова читателями, тогда как литературы об этом достаточно много. Но нами впервые вводится в оборот текст интервью с восемью политическими деятелями России и Москвы, в которых затрагиваются вопросы восприятия булгаковского «закатного» романа и история знакомства с ним2. Тем более что такой свод проблем пока широко не описан в научной литературе.
Как можно судить по композиции нашего пособия, оно представляет обозрение отечественного булгаковедения, не очень полное, но полезное для филологов, прикасающихся к новой для себя тематике. Тем более эта отрасль литературоведения с лёгкостью вобрала в себя многие достижения и изъяны гуманитарной науки. Впрочем, для представления тематического и географического размаха исследовательской работы, в Приложении также приводится список крупнейших изданий, имеющихся в библиотеке Конгресса США.
В булгаковедении отражены три негативных тенденции современного литературоведческого знания: вольное использование мыслей и комментариев коллег без ссылок; поверхностный подход к освоению творческого наследия; борьба самолюбий, поставленная на первое место в работе. И это, конечно, притом, что все науки, и особенно гуманитарные, по преимуществу описательны — новые идеи рождаются у единиц.
Тем не менее, достигнутого немало для последующего движения исследовательской мысли.
Примечания
1. Булгаков Михаил. Оперные либретто / Составление, вступ. ст. и комментарии Н.Г. Шафера. Павлодар, 1998. 210 с.
2. Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова: Учеб. пособие для студентов филол. фак. Материалы к лекциям. Самара, 1999. 142 с.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |