Постепенно оставляя в прошлом свою первую профессию, Булгаков начинает сотрудничать с печатными изданиями, а также пишет свои первые пьесы для театральных трупп. Произведения этого раннего периода его творчества представляли собой быстрые наброски и создавались главным образом для того, чтобы выжить в сложившихся в стране тяжелых условиях. В письме двоюродному брату 1 февраля 1921 года он пишет: «Я запоздал на четыре года с тем, что я должен был давно начать делать — писать». В эти месяцы он начинает впервые ощущать в себе силу создавать прозу. Это чувство приходит к нему стремительно, он продолжает писать, пока еще не имея возможность получить обратную реакцию ни от критиков, ни от читательской аудитории.
В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. С весны 1922 года его статьи начинают регулярно появлялись на страницах московских газет и журналов. В сатирических, чаще всего весьма небольших по размеру, памфлетах и очерках он отражает основные приметы послереволюционного времени. Причем делает он это весьма осторожно, словно балансируя на цензурной грани, старательно избегая каких-либо прямых конфронтаций.
Принято считать, что импульсом к написанию «Похождений Чичикова» оказала появившаяся в 1918 году статья Николая Бердяева «Духи русской революции», в которой среди прочего содержалась любопытная мысль о том, что «Чичиков по-прежнему ездит по русской земле и торгует мертвыми душами». Таким образом, получается, что «Похождения Чичикова» — это гоголевские «Мертвые души», прочитанные Булгаковым глазами Бердяева.
Здесь весьма любопытно заметить, что еще до получения цензурного экземпляра рукописи, сам Гоголь взялся оформить обложку своего романа, написав мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мертвые души». В мае 1842 года книга вышла под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Н. Гоголя». Однако в СССР и современной России заглавие «Похождения Чичикова» не используется и упоминая это название чаще всего говорят о работе молодого Булгакова, хотя сравнивать ее с масштабом и глубиной прозы Гоголя, у меня, конечно же, не поворачивается ни язык, ни перо. «Похождения Чичикова» в версии Булгакова, это всего лишь сон-размышление сдобренное сатирическими нотками. Эта работа не претендует на обладание каким-либо цельным сюжетом, это всего лишь, написанный в 1922 году, ранний фельетон. Сложно назвать полноценной сатирической повестью (как ее именуют некоторые исследователи) и в первую очередь из-за своего объема и стиля, который у Булгакова еще не выработался. Небольшая зарисовка тридцатидвухлетнего автора можно назвать пробой пера, размышлениями на тему о том, чтобы произошло, если бы гоголевские герои оказались в советской России.
В работе можно заметить странные литературные обороты вроде «ругательски ругал». Впрочем, их вполне можно отнести к «издержкам» выбранного Булгаковым жанра, который в определенной степени развязывает писателю руки, позволяя обращаться с текстом весьма вольготно.
Весьма небезынтересно видеть в тексте первые эксперименты Булгакова с игрой над словами («но были и некоторые измененьица», «облобызались, шушукнулись» и т. п.).
Читать «Похождения Чичикова» я могу лишь как живой образец первой пробы пера Булгакова. По-настоящему серьезную работу над фабулой, атмосферой, характерами героев он начинает лишь со следующей своей работы.
Впервые «Похождения Чичикова» были опубликовано в газете «Накануне» 24 сентября 1922 года.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |