Михаил Афанасьевич Булгаков, бесспорно, принадлежит к числу классиков русской литературы XX века. Это писатель, по отношению к которому в последней трети XX века можно констатировать повсеместный читательский интерес и особую активность исследовательской мысли.
За тридцать с небольшим лет, что существует булгаковедение, об этом художнике написано, пожалуй, больше, чем о ком-либо другом из авторов «потаенной» литературы.
Исследование творческого наследия писателя шло в несколько этапов. Уже при жизни автора (в 20-е годы) о нем было написано свыше 300 отзывов. Как отмечал сам Булгаков, из них похвальных оказалось всего 3, остальные — это статьи критического характера: хула, наветы, политизированные оценки творчества. Затем были годы долгого безмолвия, о творчестве художника и о его существовании забыли.
Но, начиная с 60—70-х годов, отмечается новый всплеск интереса к творчеству М. Булгакова. Появляются первые серьезные литературоведческие работы, в которых осмысливается творческая биография писателя, магия его таланта, поэтика театрального наследия. Центром исследовательского притяжения становится опубликованный в 1966 году в журнале «Москва» роман «Мастер и Маргарита». Огромный вклад в его научное осмысление внесли статьи И.Ф. Бэлзы, В.Л. Лакшина, Г.А. Лескисса, О.Н. Михайлова, Н.П. Утехина, М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской и др.1. В этих исследованиях была сделана попытка определения метода писателя и художественного своеобразия его «закатного» романа.
Настоящий научно-исследовательский «бум» в булгаковедении произошел во второй половине 80-х годов, когда были закончены основные публикации неизвестных ранее художественных текстов Булгакова. Издана и большая часть сохранившихся документов — писем, дневников писателя.
Огромная популярность Булгакова в читательских кругах и открытие новых биографических фактов способствуют возникновению дополнительных аспектов изучения его литературного наследия и подвигают учёных на дальнейшие искания, стимулируя тем самым появление все новых и новых работ о творчестве выдающегося художника. В это время в основном создаются исследования историко-биографического характера: «Творческий путь Михаила Булгакова» Л.М. Яновской (1983), «Возвращение мастера» В.В. Петелина (1986), «Жизнеописание Михаила Булгакова» М.О. Чудаковой (1989), «Михаил Булгаков в художественном театре» А.М. Смелянского (1989), «Из записок разных лет: Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий» С.А. Ермолинского (1990), «Михаил Булгаков» В.Г. Боборыкина (1991) и многие другие.
Все это, бесспорно, способствовало дальнейшему углубленному изучению творчества писателя, особенно романа «Мастер и Маргарита», оказавшегося в эпицентре не только литературоведческого, но и общественно-политического, идеологического внимания: «Загадки известных книг» И.Л. Галинской (1986), «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории» Б.В. Соколова (1991), «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» А.З. Вулиса (1991), «Треугольник Воланда» Л.М. Яновской (1992) и так далее.
Интересным в булгаковедении этого периода представляется направление, впервые обозначенное в работах Б.М. Гаспарова (1978) и Ю.М. Лотмана (1986), которые, используя структурно-семантические и интертекстуальные методы исследования, предложили мотивный и лейтмотивный анализ произведений художника2.
В обширной научно-критической литературе 90-х годов наметились самые разнообразные пути и способы изучения творческого наследия Булгакова: исследование мифопоэтической основы его творчества (О.С. Бердяева, Т.Л. Воротынцева, Е.О. Пенкина), философско-этической проблематики произведений (М.О. Булатов, А.А. Кораблев, Е.В. Ухова), оценка влияния Булгакова на литературный процесс XX века (Л.Г. Джаналия), изучение своеобразия повествовательной структуры малой прозы и романов писателя (Е.А. Иваньшина, Е.В. Пономарева, М.С. Штейман), архивно-биографические изыскания (Б.С. Мягков, М.О. Чудакова). В современном булгаковедении поднимается вопрос о наличии литературных традиций в произведениях писателя. Его справедливо рассматривают как продолжателя исканий классической русской (П.Р. Абрагам, А.К. Жолковский, О.А. Павлова, Н.Е. Титкова и т. д.) и зарубежной (С.В. Никольский) литературы. В исследовании проблемы традиции применительно к творчеству Булгакова наметилась определённая тенденция: выводы о наличии преемственности, генетической связи, как правило, делаются на основе отыскиваемых текстовых аналогий, повторяющихся мотивов, художественных приёмов. Показательны в этом плане кандидатские диссертации О.А. Долматовой «Драматургия М.А. Булгакова: формы взаимодействия с русской литературной традицией» (2001) и Л.В. Борисовой «М.А. Булгаков и М.Е. Салтыков-Щедрин: (Когнитивная парадигма. На материале произведений «Мастер и Маргарита» и «История одного города»)» (2001).
Особое направление в современном булгаковедении образовали работы, посвященные анализу своеобразия художественного мира писателя, поэтике его произведений. Среди них выделяются монографии Г.М. Ребель «Художественные миры романов Михаила Булгакова», В.В. Химич ««Странный реализм» Михаила Булгакова», Е.А. Яблокова «Художественный мир Михаила Булгакова», книга А. Дравича «Михаил Булгаков как классик» и т. д.
В целом булгаковедение достигло значительных успехов в разработке проблемы единства и целостности творчества Булгакова, в исследовании идеостиля писателя, особенностей поэтики, в раскрытии нравственной и социально-исторической проблематики его произведений, в постижении сложности Булгакова-философа, в осмыслении связей творчества писателя с широким литературным и культурным контекстом.
Но, несмотря на такой «взрыв» интереса к литературному наследию писателя, в булгаковедении все еще существует ряд сфер, обойденных вниманием исследователей, или малоизученных, которые в силу специфики творчества писателя требуют углубленного постижения. На периферии научного интереса остается вопрос о смехе Булгакова в самых разных его градациях (от комического до сатирического) и особенностях сатирического изображения мира и человека.
Нельзя сказать, что вопрос об особенностях сатиры М.А. Булгакова, занимающей одно из центральных мест в творчестве писателя, совсем выпал из поля зрения исследователей. Уже в 1968 году в № 6 журнала «Новый мир» была опубликована статья В.Я. Лакшина «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»», где ученый касается вопроса своеобразия сатирического пласта «закатного» романа писателя. Данная работа имела большое значение для последующего исследования сатирической прозы писателя, так как в этой работе обозначились основные ориентиры и пути для дальнейших изысканий.
Интересные наблюдения над поэтикой сатирической прозы М.А. Булгакова, содержатся в монографиях В.Г. Боборыкина, А.З. Вулиса, в статьях Л.Ф. Ершова, Л.П. Фоменко, Л.Б. Менглиновой, Н.П. Козлова, в комментариях и предисловиях к пятитомному собранию сочинений (Г.А. Лескисса, Л.М. Яновской) и избранных произведений (В.Я. Лакшина) писателя.
В последние годы также появился ряд исследований, в которых предметом изысканий становится сатирический дар писателя. К числу таковых относятся кандидатские диссертации Ким Су Чан «Комическое и фантастическое в прозе М. Булгакова (от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите»)» и В.Б. Петрова «Комическое и трагическое в драматургии М.А. Булгакова (20-е годы)». В этих исследованиях ученые попытались определить механизм взаимодействия эстетических категорий «комического и фантастического», «комического и трагического» и их роль в художественной структуре произведений писателя.
Особо следует сказать о докторской диссертации Н.С. Степанова «Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX — I половины XX века». Здесь сатирическое творчество писателя рассматривается в аспекте традиций русской классической сатиры. Исследователь полагает, что Булгаков — «сатирик по преимуществу», который в своем творчестве продолжает традиции А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. В работе проводится сравнительный анализ между сатирой М.А. Булгакова и сатирой А.С. Грибоедова, А.В. Сухово-Кобылина и Козьмы Пруткова, Максима Горького, В.В. Маяковского, Л.М. Леонова и др. Ученый, рассматривая поэтику прозы писателя, прослеживает традицию в развитии отдельных образов и мотивов.
В указанных работах намечен контур научных изысканий, предложены основные пути изучения сатирической прозы писателя, но целостного исследования, посвященного своеобразию сатирического модуса художественности в прозе 20—30-х годов Булгакова, до сих пор не создано. Между тем ощущается потребность в такой работе.
В периоды кризисов и исторических переломов, когда в обществе актуализируются проблемы ценностей, определяющих нормы поведения человека в социуме, особенно возрастает интерес к сатире. Поэтому изучение сатирического модуса художественности в творчестве Булгакова в таком аспекте является весьма актуальным на данном этапе развития современного общества. Рассмотрение настоящей проблемы дает возможность приблизиться к решению вопроса о существенных принципах поэтики сатирической прозы писателя, до сих пор скрывавшихся от исследовательского взгляда, и через них постичь художественный мир сатиры писателя, способы воплощения в конкретные художественные формы тех идей, которые волновали художника.
Предметом нашего внимания будет специфика экзистенциального аспекта сатирического модуса в творчестве М.А. Булгакова с учетом прагматики сатирического текста; нас будет интересовать человек и картина мира в сатире М.А. Булгакова.
Под модусом художественности мы понимаем определенный род художественной целостности произведения, общий принцип его внутренней самоорганизации, «предполагающий не только соответствующий тип героя и ситуации, авторской позиции и читательского восприятия, но и внутренне единую систему ценностей и поэтики»3.
Применительно к сатире М.А. Булгакова мы выбрали термин «сатирический модус», а не «картина мира». На наш взгляд, «картина мира» — это обобщенное понятие-метафора, не имеющее четких границ. Слово «модус», пришедшее в литературоведение из философии, происходит от лат. «modus» и обозначает меру, способ, форму бытия, то есть налицо определенная разновидность, вариативность. Такое понимание дает возможность на основании некоего инварианта «картины мира», выстраиваемого по сатирическим текстам писателя, предложить свою версию прочтения этой картины, дать ее интерпретацию. Следовательно, сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова — это образ, который является лишь вариантом «картины мира».
В произведении часто функционируют несколько литературных модусов, которые дополняют друг друга, но обычно один из них выступает доминантой видения мира. При интерпретации текста доминанта видения мира: эмоциональная, эстетическая — это тот «пласт», который актуализируется в определенном социокультурном контексте восприятия. Так, в романе «Мастер и Маргарита» параллельно с сатирической стратегией разворачивается драматическая, связанная с линией Мастера и Маргариты, описание трагической судьбы которых еще больше углубляет обличительную тенденцию. В данном случае эстетическая целостность произведения достигается благодаря тому, что один из типов завершенности художественного мира становится его эстетической доминантой. На наш взгляд, в повестях 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита» сатирический модус художественности является доминирующим, он выступает тем организующим началом, которое формирует соответствующий тип героя и ситуации, внутренне единую систему ценностей и поэтики.
В плане исторической поэтики система модусов проявляет отдельные закономерности поэтапного развития литературы, что позволяет проследить генезис некоторых черт поэтики произведений М.А. Булгакова, развитие мотивов в его сатирическом творчестве. А онтологическое измерение модуса художественности, со своей стороны, подчеркивает экзистенциальный аспект проблемы. Все это дает возможность рассмотрения концепции человека на фоне картины мира в произведениях художника.
Таким образом, сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова рассматривается нами как образ человека, сформировавшийся в культуре XX века и отраженный на фоне картины мира, созданной в сатирической прозе писателя. В таком подходе к проблеме сатирического в литературном наследии художника учитывается весь комплекс исторических, философских, эстетических и этических взглядов писателя, воссозданных на страницах его сатирических произведений.
Цель диссертационного исследования заключается в рассмотрении сатирического модуса художественности в повестях М.А. Булгакова 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита» как формы выражения авторской концепции человека на фоне создаваемой им картины мира. Такой подход, в свою очередь, дает возможность доказать, что сатирическая проза писателя предстает не как сумма произведений и не как набор автономных мотивов, образов, но как единый сатирический текст (метатекст по отношению к отдельным произведениям), представляющий собой семиотически неоднородное целое.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
— Представить анализ различных подходов к изучению сатиры и выразить свою точку зрения по данной проблеме.
— Дать определение термина «сатирический модус» художественности, раскрыть его научную этимологию и тот смысл, который в него вкладывается в современном научном употреблении.
— Исследовать сатирическую прозу Булгакова как единый текст, представляющий собой метатекст по отношению к отдельным произведениям писателя.
— Выявить концепцию человека в сатирических произведениях писателя.
— Показать сложный характер взаимосвязи мира и человеку в сатире Булгакова.
— Определить основные структурообразующие принципы архитектоники сатирической прозы Булгакова, выявить доминирующие аспекты в ее поэтике, проследить развитие сатирических мотивов в повестях 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита».
Материалом исследования для решения поставленных задач послужили сатирические произведения М.А. Булгакова (повести 20-х годов «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита»). К анализу привлекаются также дневниковые записи писателя.
Сатирические повести 20-х годов и роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова рассматриваются нами в их единстве и целостности. В процессе исследования были использованы элементы типологического, историко-генетического, системно-целостного, мифопоэтического, интерпретационного и мотивного методов анализа художественного текста. В зависимости от характера исследуемого материала в отдельных разделах преобладает тот или иной метод. К сатирическому творчеству Булгакова применяется телеологический подход, то есть каждое произведение должно быть рассмотрено с учетом тех условий, в которых оно было написано.
При рассмотрении произведений Булгакова, написанных на сатирическом материале, как единого текста основное внимание сосредоточено на парадигматическом описании представленных в прозе писателя символов социального ряда и психологических и фенотипических особенностях человека, где особый акцент делается на физиологических моментах и функциях тела. Выбор угла зрения во многом продиктован спецификой булгаковских текстов, которым свойственны синонимия сюжетных коллизий, повторяемость отдельных элементов в описании социального мира, в воссоздании социальных отношений, в способах характеристики героев и т. п.
Данный научный подход сложился с опорой на теоретико-методологические принципы изучения литературного произведения, сформулированные в трудах крупнейших западных и отечественных ученых в области истории русской литературы XX века, сравнительной и исторической поэтики: Г.Д. Гачева, А.К. Жолковского, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева, Т.М. Цивьян, М.Б. Ямпольского и др. В своем исследовании мы опирались на историю изучения комического в эстетике и на новейшие исследования в этой области: Р. Барта, А. Бергсона, Б. Дземидока, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, Н. Фрая и др. Несколько концепций оказали наибольшее влияние на методологию работы: понимание комического в немецкой классической эстетике, теория модусов художественности В.И. Тюпы.
При выборе подходов к вопросу об особенностях сатирического модуса мира и человека в творчестве М.А. Булгакова мы учитывали результаты исследований булгаковедов: В.Я. Лакшина, Л.В. Менглиновой, В.В. Новикова, М.С. Петровского, Г.М. Ребель, Н.С. Степанова, В.В. Химич, М.О. Чудаковой, Е.А. Яблокова, Л.И. Яновской и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В сатирической прозе Булгакова человек — критерий оценки действительности, через изменение в его внутреннем мире проявляется деформация всего общества.
2. На первый план в повестях 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита» выдвигается исследование психологии массы, писатель разрабатывает образ «массовидного» человека, в основе которого лежит унификация личности, уничтожение в ней индивидуального начала.
3. Концепция человека в сатирическом творчестве М.А. Булгакова выстраивается на оппозиции «внешнего/внутреннего». Как средство художественного выражения этой антиномии применяются поэтика примитива и снижающих оценок, различные формы словесного и предметно-словесного иносказания.
4. Несмотря на введение Булгаковым примет эпохи, в его сатирических произведениях создается особый фантастический хронотоп, основные составляющие которого — время и пространство — характеризуются непостоянством и текучестью.
5. В сатирических произведениях М.А. Булгакова «петербургский миф» сменяется «московским», в котором Москва предстает как город фантасмагорический, живущий в бешеном ритме, вследствие чего жизнь в Городе приобретает характер причудливого, бредового видения, в мировосприятии человека господствует ощущение хаоса, зыбкости собственного существования (экзистенциальные мотивы).
Научная новизна диссертации заключается в целенаправленном исследовании сатирического модуса человека и мира, доминантного для художественной системы повестей 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: основное внимание сосредоточено на парадигматическом описании представленных в прозе писателя символов социального ряда и фенотипических и психологических особенностях человека. Кроме того, в работе предпринята попытка уяснения понятийно-терминологического аппарата, используемого при изучении сатиры и сопредельных с ней понятий (смех и комическое), определения границ между ними с учетом всех существующих точек зрения.
Теоретическая значимость диссертации усматривается в том, что положения и выводы, сделанные в исследовании, являются определенным вкладом в решение теоретических вопросов истории русской литературы XX века, связанных с изучением сатирического модуса художественности.
Практическая ценность результатов исследования обусловлена тем, что основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекционного курса по истории русской литературы XX века, в разработке спецсеминаров и спецкурсов по творчеству М.А. Булгакова.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре ЕГУ, научном семинаре «Русская провинциальная культура в исследованиях молодых преподавателей и аспирантов» (Елец, 1999); на международных научных конференциях: «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Вопросы исторической и теоретической поэтики» (Гродно, 1998 г.), «Сатира в восточнославянских литературах» (Белосток, Польша, 1998 г.), «Духовный мир русской провинции» (Елец, 1999), «Мир романтизма» (Тверь, 2000); на межвузовских конференциях «Актуальные проблемы филологии в вузе и школе» (Тверь, 1998 г.) и «Русская провинциальная культура» (Елец, 1999 г.), докладывались на научно-практических конференциях ЕГУ (1998—2002).
По теме исследования опубликовано 10 статей.
Структура и объем диссертации обусловлены спецификой изучаемой проблемы, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Библиография включает 258 наименований. Объем диссертации 199 страниц.
Примечания
1. См.: Белза И.Ф. Генеология «Мастера и Маргариты» // Контекст-78. М., 1978. С. 156—248; Виноградов И. Завещание мастера // Вопросы литературы. М., 1968. № 6. С. 24—53; Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. № 6; Лескисс Г. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (манера, повествование, жанр, макроструктура) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1979. Т. 1. № 1. С. 52—59; Скорино Л. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. М., 1968. № 6. С. 54—81; Михайлов О. Проза Булгакова // Сибирские огни. 1967. № 9. С. 179—187; Макаровская Г., Жук А. О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга. 1968. № 6. С. 175—182; Петелин В. Возвращение Мастера // Москва. 1976. № 7; Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин: «Мастер и Маргарита». Источники мнимые и истинные // Утехин Н.П. Современность классики. М., 1966; Чудакова М. Условия существования // В мире книг. М., 1974 и др.
2. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа «Мастер и Маргарита» // Slavica Hierosolymitana. Jerusalem, 1978. Vol. 3. P. 198—251; Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПб., 1997. С. 748—754.
3. Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М.: Высшая школа, 2000. С. 469.
К оглавлению | Следующая страница |