Есть два жанра, весьма характерных для нашей национальной литературной традиции и вместе с тем все еще очень слабо изученных: эпиграмма и сатирико-юмористическая повесть. Именно в этих жанрах авторы выступали застрельщиками новых тем, разведчиками новых объектов.
Эпиграмма — один из древнейших жанров, возникших еще в античную эпоху. Русская классическая эпиграмма XVIII—XIX веков — значительное достижение мировой сатирической литературы.
Совершенно особое место принадлежит и советской эпиграмме, представленной сотнями, тысячами произведений как крупнейших мастеров, так и безвестных поэтов, обозначившей принципиально новый этап в развитии сатирического искусства XX века. Творчески продолжая бесценный опыт русской классики минувшего столетия, особенно эпиграммы революционной демократии, сатирическая миниатюра советских лет на страницах «Окон РОСТА», многочисленных сатирико-юмористических изданий, в творчестве основоположников советской эпиграммы Д. Бедного и В. Маяковского стала значительным явлением литературной жизни.
Именно в советские годы получают широкое развитие политическая и литературная эпиграммы. Впервые в истории мировой сатиры эпиграмма, вслед за фельетоном, становится действенным оружием в социалистическом строительстве, многие признанные мастера посвящают свои сатирические миниатюры производственно-бытовым темам.
Расцвет политической эпиграммы приходится на период Великой Отечественной войны. Подписи к сатирическим плакатам «Окон ТАСС», «Боевого Карандаша», многочисленных сатирических отделов и рубрик фронтовой печати выполнены зачастую в жанре точной и метко разящей эпиграммы.
На послевоенные годы приходится качественно новый этап в развитии жанра: политическая эпиграмма уступает место дружескому шаржу или эпиграмме-басне.
В настоящей книге помимо творчества Д. Бедного и В. Маяковского с возможной полнотой представлена эпиграмма таких видных мастеров острой строки, как А. Архангельский, Арго, А. Безыменский, В. Лебедев-Кумач, С. Васильев, С. Смирнов, С. Швецов и др. Вместе с тем трудно представить во всей полноте развитие советской эпиграммы без учета множества произведений, опубликованных на страницах сатирико-юмористических еженедельников 20—30-х годов («Крокодил», «Лапоть», «Красный перец», «Смехач», «Бегемот» и т. п.), в литературно-художественных и литературно-критических журналах и газетах («Новый мир», «Молодая гвардия», «На литературном посту», «Литературный критик», «Литературная газета», «Литературный Ленинград» и др.), на страницах коллективных сборников сатиры и юмора.
Советская сатирико-юмористическая повесть — также один из наиболее интересных и острых, характерных именно для русской литературы сатирических жанров. В этом жанре, насыщенном общественными коллизиями эпохи, запечатлены вехи национальной истории.
Все наиболее крупные наши сатирики также и замечательные повествователи. Достаточно назвать имена А. Толстого, Л. Леонова, А. Платонова, М. Зощенко, М. Булгакова, В. Катаева, Л. Соловьева, Г. Троепольского и др. В сатирической прозе последних лет особенно весом вклад В. Шукшина — автора таких сатирико-юмористических повестей, как «Энергичные люди», «Точка зрения», «До третьих петухов».
Смех — народен и национально окрашен, он питается демократической моралью, унижая злое, пошлое, несправедливое и возвышая все то, что отвечает народным идеалам. Вот почему смех так же вечен, как народ, его породивший.
К оглавлению | Следующая страница |