Вернуться к Л.М. Сорокина. Сакральная география Москвы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.2. Семантика культуронима «Арбат» в романе «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Арбат играет весьма важную роль: в арбатских переулках живут Мастер и Маргарита, на Арбате находится Драмлит, где в квартире критика Латунского ведьма Маргарита учиняет ночной погром. По Арбату — от Остоженки к Поварской — шествует с иконкой и венчальной свечечкой к «Грибоедову» Иван Бездомный. Арбат для москвичей — не просто улица, это своеобразная «Москва в Москве» с ее собственной историей, самобытностью, традициями, отраженными в арбатских топонимах. В Плотниковом переулке жили плотники, в Серебряном и Денежном переулках находилась слобода Мастеров Старого государева Серебряного (монетного) двора. Там, где сейчас проходит Староконюшенный переулок, в XVII в. располагалась Конюшенная сторожевая слобода. Арбат и арбатские переулки находятся в особых отношениях как с центром Москвы, так и с Чертольем. По отношению к Кремлю, историческому центру Москвы, Арбат был пригородом (рабат — по-арабски — пригород, именно так объясняется происхождение топонима)1.

Арбатом принято называть пространство между Остоженкой и Поварской. Важнейшей характеристикой пригорода можно считать «сокровенность». В слове «сокровенное» есть несколько семантических пластов. Во-первых, «сокровенность» от слова «кров» и обозначает — укрывание, покров, защита. Имеется в виду нечто, что необходимо сохранить, нечто очень ценное, сокровище. Кров — это и дом, человеческое жилище, внутреннее пространство семьи, человеческое измерение бытия. Именно через Арбат со дня его образования проходили дороги похоронных процессий: через Арбат к Смоленскому бульвару, а затем через Садовое кольцо и Неопалимовский переулок к Дорогомиловскому кладбищу, через Арбат шла дорога и на Новодевичье и Ваганьсковское кладбища2.

Дорога к кладбищу, миру мертвых, делала Арбат особым пространством, связанным с миром мертвых. С появлением на Арбате четырех храмов, посвященных Николаю Чудотворцу (Никола на песках, Никола явленный и Никола в Плотниках, Никола на курьих ножках) культуроним Арбата был освящен. Еще одной особенностью Арбата как сакрального элемента городского пространства является особая роль арбатских переулков.

Лабиринт арбатских переулков (их более 30-ти) служил своеобразной границей, защищающей Москву от внешних врагов и, несомненно, был связан с защитой и охраной сакрального Центра. Символ лабиринта амбивалентен: не всем дано выйти из лабиринта невредимым; умение выйти из лабиринта равносильно инициации. Арбатский лабиринт можно интерпретировать как некую сакральную преграду на пути к особой, «магической» территории.

Символика лабиринта как сакральной преграды на пути к магической территории отражена в названии одного из арбатских переулков: Сивцева вражка, расположенного между Гоголевским бульваром и Денежным переулком. Название этого переулка произошло от оврага («вражка»), по дну которого текла небольшая река Сивец (или Сивка). Эта река впадала в ручей Черторый. Река Сивка называлась так по сивому (серому) цвету её воды. Лабиринт арбатских переулков воплощал собой путь — через инициацию — к сакральному, вечному, к абсолютной реальности.

«Как и все инициации, лабиринт — нелегкое испытание, и не всем дано выдержать это испытание. Подвиг Тезея в лабиринте Крита наделен отчасти тем же смыслом, что и поход за золотыми яблоками в сад Гесперид или за золотым руном Колхиды. По сути своей все подвиги такого рода — это проникновение победителя в труднодоступное место, в котором находится источник или символ могущества, святости или бессмертия», — писал М. Элиаде3.

Арбат описан Булгаковым как некое «людское месиво»: «Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли реки кепок. От этих рек отделялись ручеики и вливались в огненные пасти ночных магазинов»4. Арбат, над которым полетает ведьма Маргарита, фантастичен. В 1920—30-х гг. улица была подвергнута насильственной реконструкции: были снесены арбатские храмы, закрыты магазины, бывшие доходные аристократические дома превращены в тесные коммуналки. Поэтому Маргарита видит «реки кепок» — головных уборов, ассоциировавшихся с пролетариатом. Днем Арбат — государственная трасса, ночью, в зловещей тишине спящего города, здесь, словно призраки смерти, крадутся «черные воронки», увозящие свою добычу в неизвестном направлении. Троллейбус по Арбату в те годы ходил, а вот проезд легковых машин по Арбату был ограничен, чтобы обеспечить безопасный проезд к Кремлю Сталину.

Далее Маргарита «мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами. Все окна были открыты, и всюду слышалась в окнах радиомузыка.

(...) В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»5.

Как известно, в 1926 г. руководство вахтанговского театра обратилось к М.А. Булгакову с просьбой о написании легкого водевиля на современную НЭПовскую тему. Пьеса вскоре появилась — «Зойкина квартира». Но водевильная, веселая, казалось бы, безыдейная пьеса скрывала за внешней легкостью общественную сатиру, и спектакль был запрещен по решению Наркомата просвещения 17 марта 1929 г. с формулировкой: «За искажение советской действительности»6.

Однако сатирическое описание быта арбатских коммуналок не могло не войти в художественную ткань романа. Современное здание театра им. Е. Вахтангова построено в 1946 г. на месте разрушенного бомбой старого здания, бывшего особняка Н. Берга. Учитывая месторасположение старого здания театра, Маргарита могла повернуть только в Серебряный, тупиковый переулок, в котором и разместил писатель «только что построенный» восьмиэтажный «Дом Драмлита». Однако, ни писательских домов, ни восьмиэтажек, построенных в 20—30 годы XX века, в Серебряном переулке не было.

Дом Драмлита — дом-фантом, дом-призрак, «возведенный» в романе только для того, чтобы в него влетела ведьма-Маргарита и учинила погром в квартире критика Латунского. Следовательно, сцена погрома и истинное расположение «дома-призрака» — очень важные для писателя детали. Заметим, что смерть Берлиоза и разгром в квартире Латунского происходят практически одновременно: «Да, по гроб жизни должен быть благодарен покойному Берлиозу обитатель квартиры № 84 в восьмом этаже за то, что председатель МАССОЛИТа попал под трамвай, и за то, что траурное заседание назначили как раз на этот вечер. Под счастливой звездой родился критик Латунский. Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!»7. Убийство Берлиоза Воландом и месть Маргариты Латунскому связаны с актом наказания, возмездия. Воланд наказывает Берлиоза, Маргарита — критика Латунского, следовательно, мы можем рассматривать оба эпизода: гибель Берлиоза на Патриарших прудах и месть Латунскому в Драмлите — как явления одного порядка, как присвоение Воландом и Маргаритой права на наказание, доступного только Богу.

Единственным местом, где мог быть возведен Дом Драмлита в реальной Москве начала 1930-х годов, могло быть место снесенной в эти годы церкви Николы Явленного на Арбате, построенной Борисом Годуновым8. В этой церкви молилась императрица Елизавета Петровна и пожаловала храму святыню — список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, здесь в 1812 г. маршал Мюрат сделал остановку, ожидая донесения; здесь же Пьер Безухов намеревался убить Наполеона9. Церковь чудом уцелела во время пожара Москвы 1812 г. У ее стен торжественно похоронили многих героев Отечественной войны 1812 г.10 «Дом-фантом», построенный на месте разрушенной святыни, подобен «трамваю-фантому», появившемуся на Патриарших.

Исходя из вышесказанного, мы может сделать следующие выводы:

1. Арбат и арбатские переулки символизируют лабиринт, сакральную преграду на пути к некой «магической» территории.

2. Разрушение сакральности арбатского «лабиринта» было связано с закрытием, а затем и разрушением арбатских храмов, с постепенным превращением «чистого» и «святого» пространства в «нечистое», «инфернальное».

Примечания

1. Колодный Л.Е. Москва в улицах и лицах. — М.: «Голос — пресс», 2004. — С. 115.

2. См. подр.: Свентицкий А. Они были последними. — М.: Грааль, 1997.

3. Элиаде М. Священное и мирское. — М.: Алетейа. 1994. — С. 492.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. — М.: АСТ, 2009. — С. 212.

5. Там же. — С. 214.

6. Соколов Б.Н. Булгаковская энциклопедия. — М.: «Локид-миф», 1998. — С. 211.

7. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. — М.: АСТ, 2008. — С. 215.

8. История Арбата // Колодный Л.Е. Москва в улицах и лицах. — М.: «Голос-пресс», 2004. — С. 11.

9. Там же.

10. Путеводитель «Вся Москва». — М.: Издательство Сабашниковых, 1917. — С. 248.