Вернуться к М. Омори. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского

2. Русская религиозная философия и роман «Мастер и Маргарита» Булгакова

Еще в 1971 году, когда пока почти не велось изучение архивных материалов и не существовало наработок источниковедческой базы, румынская исследовательница Г. Черникова в своей статье отметила близость русской религиозной философии к мировоззрению Булгакова в романе. «В определении исторического процесса как живой борьбы добрых и злых сил Булгаков близок к трактовке русских философов Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Шестова и др.»1 Она анализирует проблему «добра и зла» в романе «Мастер и Маргарита» с точки зрения идей Достоевского, Соловьева и Бердяева. Правда, приходится отметить, что хотя в этой статье есть некоторые ценные наблюдения касательно отношения между романом Булгакова и трактатом Соловьева «Три разговора», вывод остается неясным из-за малого цитирования из текста романа.

Вопрос о роли русской религиозной философии как источника формирования идейной канвы романа Булгакова стал рассматриваться в России и на Западе в конце 70-х — первой половине 80-х годов. Работы, посвященные отношениям между русской религиозной философией и романом Булгакова, продолжают появляться и в 90-е годы и до сих пор. Это тенденцией мы обязаны ряду статей М. Чудаковой, посвященных различным сторонам творчества Булгакова, в том числе сохранившихся книг писателя2. Так, исследовательница впервые обратила внимание на книгу П. Флоренского, которую Булгаков неоднократно читал во время работы над последним романом. На основе этого анализа многие исследователи пытались найти отражение философских идей Флоренского в романе Булгакова. Этот вопрос рассматривают И. Белза, Г. Круговой, Б. Бити и П. Пауэлл, Ж. Катис, А. Кораблев, П. Абрагам и Б. Соколов3. На наш взгляд, наиболее последовательно эту тему изучают П. Абрагам и А. Кораблев. Остальные исследователи либо только упоминают имя Флоренского, либо недостаточно цитируют текст Флоренского, либо же мало оценивают книгу философа как источник романа. Поэтому мы считаем целесообразным более пристальное изучение отношений между Булгаковым и Флоренским. В третьей главе на основе подробного анализа работ булгаковедов мы попытаемся предложить новую трактовку воплощения Булгаковым идей Флоренского в романе.

Кроме изучения влияния Флоренского на роман «Мастер и Маргарита» в булгаковедении называются и имена русских религиозных философов, которые, по мнению исследователей, оказали определенное влияние на писателя: Г.С. Сковорода (И. Галинская)4, Ф.М. Достоевский (Г. Черникова, А. Эрастова)5, Л.Н. Толстой (Г. Эльбаум, Г. Уильямс)6, В.С. Соловьев (Г. Черникова, И. Галинская, А. Барратт, А. Зеркалов)7, С.Н. Булгаков (Б. Соколов)8, Н.А. Бердяев (Г. Черникова, Б. Соколов, Ж. Колесникова)9, Л.И. Шестов (М. Гленни, Б. Соколов)10. Теперь никто из булгаковедов не сомневается, что в романе писателя в широком смысле отражается русская религиозная философия.

В литературоведении о романе Булгакова ведутся исследования проблемы «добра и зла» в романе «Мастер и Маргарита» с точки зрения русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв. Этот вопрос напрямую касается темы нашей работы.

В частности, П. Абрагам посвящает теме «добра и зла» почти целую главу своей книги11. Во второй главе книги «Роман «Мастер и Маргарита» и русская философская мысль» анализируется решение «вопроса о зле» в русской философской традиции и исследуется роль этого решения в романе Булгакова. В рамках разработки этого вопроса исследователь показывает различия во взглядах В. Соловьева, П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, Е. Трубецкого, Л. Карсавина и Л. Шестова. П. Абрагам приходит к выводу, что ни один философ не смог убедительно решить в рамках теодицеи проблему сущности зла: «в культурной среде, окружавшей автора (т. е. Булгакова), существовал спор, диалог разных точек зрения, из которых ни одна не могла восприниматься писателем как окончательное решение проблемы»12. Поэтому, по мнению исследователя, Булгаков использовал в романе традиционный вопрос о зле в виде «диалога». П. Абрагам считает, что антиномия «идея человеческой свободы (источника зла) — идея божественного предвидения и божьего плана» ставится в рамках диалога сюжетных линий Москвы (проповедь Воландом божьего плана) и Иерусалима (свободный выбор Пилата). Аналогичную структуру исследователь находит в разговоре Воланда с Левием Матвеем и в отчаянных восклицаниях Левия Матвея.

Широту исследования П. Абрагамом вопроса зла и его применение к роману Булгакова трудно переоценить. Однако этот булгаковед слишком бегло прослеживает историю философского мышления о проблеме добра и зла. Элементы сходства идей между Булгаковым и религиозными философами отмечаются походя, а при сопоставлении романа Булгакова и философского сочинения мало цитируется текст обоих произведений. Кроме того, хотя П. Абрагам несколько раз справедливо отмечает влияние Соловьева на роман Булгакова и даже рассматривает развитие идей философа, используя книгу Е. Трубецкого «Миросозерцание Вл. Соловьева» для сопоставления романа, он редко ссылается на трактаты самого Соловьева. П. Абрагам пишет: «Поскольку мы знаем, что М. Булгаков читал сочинения В. Соловьева, мы должны рассматривать его роман в духовном контексте идейных последователей этого философа»13. Исследователь преимущественно обращает взгляд на последователей Соловьева: «у всех последователей Соловьева источником зла является свобода твари, ее самоутверждение и отпадение от всеединства. Вместе с тем и Достоевский, и Соловьев, и представители философского антиномизма определяют сущность зла как паразитизм (ср. с эпиграфом «Мастера и Маргариты»)»14.

На наш взгляд, если признать влияние Соловьева на роман «Мастер и Маргарита», то следует сопоставить художественный мир Булгакова с идеями Соловьева. Ведь Соловьев является одним из ведущих философов русского религиозного Ренессанса конца XIX — начала XX вв. и в то же время важной фигурой в литературном мире начала XX века, особенно для младших символистов, т. е. современников Булгакова. Поэтому в следующей главе мы проанализируем роман Булгакова в контексте идей Соловьева, рассматривая не только черты сходства между ними, но и различия в свете развития философского мышлении Соловьева.

Примечания

1. Черникова Г. О некоторых особенностях философской проблематики романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Analele Universitatii Din Timisoara. Timisoara, 1971. IX (Seria Stiinte Filologice). С. 216.

2. Например, Чудакова M. Условия существования // В мире книг. 1974. № 12. С. 79—81; Ее же. Архив М.А. Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя // Записки отдела рукописей. Государственная библиотека им. В.И. Ленина. Вып. 37. М., 1976. С. 25—151.

3. Белза И. Генеалогия «Мастер и Маргарита». С. 246—247; Круговой Г. Гностический роман М. Булгакова. С. 49—52; Beatie В and Powell Р. Bulgakov, Dante, and Relativity // Canadian-American Slavic Studies. № 2—3. Summer-Fall. 1981. С. 250—269; Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 52; Curtis J.A.E. Bulgakov's Last Decade: The Writer As Hero. Cambridge. New York. Cambridge University, 1987. С. 180—181; Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. 1990. № 7. С. 95—100; Соколов Б. Булгаков. Энциклопедия. С. 694—706.

4. Галинская И. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Галинская И. Загадки известных книг. С. 78—82.

5. Черникова Г. О некоторых особенностях философской проблематики романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С. 216—220; Эрастова А. «Легенда о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Традиции и новаторство русской прозы и поэзии XIX—XX веков. Нижний Новгород, 1992. С. 165—172.

6. Эльбаум Г. Анализ Иудейских глав «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. Анн Арбор: Ардис, 1981. С. 40—44; Williams G. Some difficulties in the interpretation of Bulgakov's The Master and Margarita and the advantages of a manichaen approach, with some notes on Tolstoi's influence on the novel. С. 252—255.

7. Черникова Г. О некоторых особенностях философской проблематики романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С. 215—228; Галинская И. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. С. 85—97; Barratt A. Between Two worlds. С. 320; Зеркалов А. Лежащий во зле мир... // Знание — сила. 1991. № 5. С. 35—38.

8. Соколов Б. Булгаков. Энциклопедия. С. 156—161.

9. Черникова Г. О некоторых особенностях философской проблематики романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С. 217—228; Соколов Б. Булгаков. Энциклопедия. С. 120—124; Колесникова Ж. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века.

10. Glenny M. Existential thought in Bulgakov's «The Master and Margarita». С. 241; Соколов Б. Булгаков. Энциклопедия. С. 740—745.

11. П. Абрагам. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. С. 95—127.

12. Там же. С. 121.

13. Там же. С. 123.

14. Там же. С. 120.