Прежде чем рассматривать действия Воланда, следует определить, какими именно особенностями или качествами он обладает. В целом можно выделить три таких особенности:
1) духовная статичность или непрошибаемость. Такое качество достаточно часто упоминается в литературной критике, хотя его непосредственные формулировки и определения отличаются друг от друга. Так, например, отмечается, что Воланд не выражает никаких чувств, проявляет полное равнодушие к массовой гибели людей и до некоторой степени даже туповат, поскольку не может ухватить подлинных начал жизни [60, с. 246; 100, с. 259; 105, с. 53; 153, с. 10 и др.]. На наш взгляд, общая характеристика данного качества нуждается в определенном уточнении. Скорее всего, под непрошибаемостью Воланда следует понимать некое особое душевное состояние, а вовсе не тупость или бесчувственность. Дьявол в числе прочего занимается искушением людей, а для этого нужны и острый ум, и заинтересованное отношение к своему делу. Поэтому непрошибаемость скорее следует рассматривать как отсутствие духовного развития. В пользу данного предположения говорит тот факт, что Воланд сам по себе совершенно не меняется, в отличие от большинства других персонажей романа. Но вот что касается людей, то по отношению к ним непрошибаемость (уже как человеческую черту) вполне можно истолковать как тупость, бесчувственность, отсутствие совести и равнодушие;
2) отсутствие важнейшей человеческой способности — способности удивляться. Воланда при его всеведении удивить чем-либо невозможно (тем более, что по его мнению, все теории стоят одна другой), а если он или кто-либо из его свиты все же выражает удивление, то оно выглядит явно наигранным, и все происходит по принципу «надо спросить у Бегемота»;
3) непотопляемость (устойчивое положение в мире, включая способность приспособиться к любым обстоятельствам). Данное качество означает не только то, что Воланд всегда может проникнуть в человеческие души, но также и то, что его сила в значительной мере определена самими людьми, которые творят зло по собственному усмотрению.
Как уже говорилось, целью визита Воланда в Москву были проведение бала и борьба за душу Мастера и за его роман. Можно, однако, назвать и еще одну цель — проведение эксперимента над людьми и, в частности, уточнение данных о наличии у людей трех перечисленных дьявольских качеств.
Но прежде чем рассматривать сам эксперимент Воланда, следует задать вопрос: а что именно дьявол ожидал получить от своих «опытов»? Выгодно ли ему, чтобы люди стали непрошибаемыми и разучились удивляться? Если вдуматься в данный вопрос, то можно прийти к совершенно неожиданному выводу: Воланду это невыгодно! Действительно, если люди станут непрошибаемыми, зло может победить добро, но победа эта будет чисто материальная, то есть победа бездуховности над духовностью. Воланду же нужна победа «духовного плана», то есть признание добром своей неспособности повлиять на природу человека, а также дискредитация идеи добра в целом. Средства для достижения подобной победы могут быть различны, вплоть до восстановления справедливости силами самого Воланда. В этом отношении любопытно было бы рассмотреть эпиграф к роману «Мастер и Маргарита», в котором дьявол характеризуется как часть силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |