Вернуться к Е.В. Свинцицкая. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова

Выводы

1. Межчастеречное лексическое объединение слов с отправным семантическим признаком «наличие-отсутствие звука» в романах М.А. Булгакова имеет полевую структуру. Между членами ЛСП «Звук» наблюдаются антонимические отношения (тишинашум; взрывмолчание) и синонимические (зашуметьзабухать; греметьгрохотать).

2. Слова этого поля регулярно реализуют значения в сочетании с языковыми единицами, обозначающими человека (гулкий мужской голос), животного (тявкнул кот), птицу (петух трубил), артефакты (пищали полевые телефоны), музыкальные инструменты (гитара идет маршем), военные орудия (взвыл пулемет), природные стихии (удары грома), эмоционально-психическое состояние (ласковым голосом), время суток (бормотание ночи), пространство (ворчала зимняя даль).

3. Метафорическое использование средств сферы звучания позволяет характеризовать разные звуки. В основу метафоризации могут быть положены различные семантические признаки, отражающие свойства звуков: тип источника, степень громкости, тембр, наличие/отсутствие коннотативного элемента в их значении. Функцией таких метафорических переносов является акцентирование тех или иных свойств звуков, с другой стороны — их оценка и передача индивидуального восприятия звучания.

4. Словоупотребления, соотносимые с семантическим признаком «отсутствие звука», в контексте приобретают положительную оценочность, что связано с индивидуальной картиной мира писателя. В словоупотреблениях, соотносимых с семантическим признаком «наличие звука», эксплицируется чаще всего отрицательная оценочность, так как для писателя шум противостоит гармонии.

5. Лексемы поля звучания, как показал анализ, глубоко проникают в семантическую структуру текстов романов, участвуя в создании символических, лейтмотивных смыслов, определяя идейно-эстетическую направленность произведений.