Эту загадочную фразу произносит всезнающий Воланд, прощаясь с Мастером после бала и имея в виду, разумеется, будущее решение Иешуа наградить создателя романа о Понтии Пилате покоем. Видимо, знает он и о предстоящей встрече Мастера с его героем в инобытии, а возможно даже и о том, что вечный приют не останется последним прибежищем главных героев «Мастера и Маргариты».
Но обратимость романа привела к тому, что многие фразы, ситуации, решения судеб, касающиеся, казалось бы, только «древних» глав, проецируются и на обрамляющий роман, и на роман «Мастер и Маргарита» в целом. Это и о нем сказано — принесет еще сюрпризы.
Несмотря на тома исследований, посвященных роману, окутывающий его флер тайны не рассеивается. Хотя и сказано в 32-й главе — «Ночь... разоблачала обманы. ...все обманы исчезли» (367), однако большие и малые загадки, предложенные автором своим читателям, остаются: что за каламбур сочинил «фиолетовый рыцарь» Коровьев? почему Мастер и Маргарита не остаются в дарованном им «вечном приюте»? можно ли действительно встретить за гранью жизни дорогих, уже покойных, людей? Мы начинаем разгадывать с малого, хотя бы с одежды свиты Воланда, но неизменно приходим к вечным тайнам бытия. Ведь еще в первом своем романе Булгаков обращался к нам: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» (1, 428).
«Мастер и Маргарита» с такой легкостью переходит границы разных видов искусства, что кажется, будто слова в нем и не главное: он стал основой тысяч иллюстраций, нескольких балетов, опер, мюзиклов и нескольких телефильмов. Можно подумать, что оригинальное словесное воплощение — не самый обязательный его компонент. Но...
Созданный чуть больше 60 лет назад, булгаковский роман нисколько не устарел. Поразительным образом он абсолютно понятен читателям, несмотря на то что исчезли, не оставив следов, реалии 20—30-х годов — примусы, торгсины и застройщики, трамвай возле Патриарших и многое, многое другое. Изменились идеологические основы российской жизни — и, по счастью, роману не нужно быть заменителем Библии. И в новых условиях роман не подвержен эрозии времени, он все так же воспринимается новыми поколениями читателей — со смехом и печалью, так же мгновенно запоминаются острые словечки и реплики. И так же мы повторяем восемь «заповедей» романа, где прочитываются жизненные принципы их автора, в осуществимость которых так хочется верить:
Никогда не разговаривайте с неизвестными!
Правду говорить легко и приятно.
Никогда и ничего не бойтесь!
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.
Рукописи не горят.
Трусость — самый страшный порок.
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Все будет правильно, на этом построен мир.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |