После Великого бала у сатаны Маргарита покинула нехорошую квартиру в скромном наряде: в черном плаще на голое тело и в прозрачных в клочья изодранных туфлях из лепестков бледной розы с золотыми пряжками.
«Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами. Его бережно вела под руку какая-то дамочка в черной рясе, как показалось Аннушке в полутьме. Дамочка не то босая, не то в каких-то прозрачных, видно, заграничных, в клочья изодранных туфлях. Тьфу ты! Что в туфлях! Да ведь дамочка-то голая! Ну да, ряса накинута прямо на голое тело!» (Глава 24-я «Извлечение мастера»)
В квартире у мастера Маргарита находилась нагой. В то время, когда они встречались, у него она своих вещей не оставляла. После же Великого бала Маргарита прибыла к мастеру в одном плаще. Правда, при желании она могла накинуть на себя черную рясу или хотя бы рубашку мастера. Но все время пока она находилась в квартире любовника, Маргарита оставалась нагой.
«И вот уже Азазелло раскланивался, здоровался с мастером, сверкал ему своим кривым глазом, а Маргарита восклицала:
— Ах, как я рада! Я никогда не была так рада в жизни! Но простите, Азазелло, что я голая!» (Глава 30-я «Пора! Пора!»)
Метаморфоза первая
После того как Маргарита очнулась после отравления, и до появления на Воробьевых горах не упоминалось, чтобы она что-то одевала или была во что-то одета. Только присоединившись к свите Воланда, Маргарита оказалась в платье для конной езды с острым шлейфом до земли. Про обувь ничего не было сказано.
«— Ах нет, нет, мессир, — отозвалась Маргарита, сидящая в седле, как амазонка, подбоченившись и свесив до земли острый шлейф, — разрешите ему, пусть он свистнет». (Глава 31-я «На Воробьевых горах»)
Конечно, можно предположить, что, покинув последний приют, она оказалась в платье для конной езды, чтобы могла сесть верхом и принять предложение Воланда, которое передал Азазелло. «Да! Чуть не забыл, мессир передавал вам привет, а также велел сказать, что приглашает вас сделать с ним небольшую прогулку, если, конечно, вы пожелаете». (Глава 30-я «Пора! Пора!»)
Метаморфоза вторая
«Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда». (Глава 32-я «Прощение и вечный приют»)
Описание разоблачения кавалькады дается глазами Маргариты. Она видит, как приобретают «истинный» вид ее спутники. Вот только как преобразилась она сама, Маргарита не может описать. «Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер».
Это утверждение двусмысленно по содержанию. В русском языке слово «мочь» имеет два значения: быть способным (я могу это сделать) и иметь разрешение (можно я войду?).
В первом случае, такое заявление предполагает, что читатель поверит на слово. Ему не придет в голову, что женщина может посмотреть на свои руки, грудь, бедра и ноги, чтобы увидеть, что же на ней надето: платье для верховой езды или рубашка, жилетка, бриджи и сапоги? Обычно так это и происходит, хотя с точки зрения женщин подобное для них совершенно маловероятно.
Во втором случае, утверждение «не могла» можно понимать, что ей что-то мешало или кто-то мешал увидеть изменения, которые произошли с ней. Раз она стала ведьмой, то только, вероятно, это ее новое качество не позволило ей узреть себя «подлинную». Правда, в этом случае возникает вопрос почему?
В любом случае сама по себе двусмысленность понимания детали уже работает на пользу сюжету о похождениях нечистой силы в Москве.
Попробуем предположить во что могла быть одета Маргарита в полете. Раз на Воробьевых горах на ней было платье для верховой езды, следовательно, она сидела боком — по-дамски. Об изменении ее посадки во время полета кавалькады ничего не говорится. Поэтому, скорее всего, на Маргарите должно было бы остаться платье. Возможно, что оно могло бы превратиться в платье восемнадцатого века, чтобы соответствовать новой одежде мастера. В таком платье неудобно ездить по-мужски, и поэтому Маргарита сохраняет старую посадку в седле. А если бы на ней оказались брюки или бриджи, то ей пришлось бы перекинуть ногу на другой бок лошади.
Однако, Булгаков не дал описания изменения Маргариты и мы знаем только то, что после того как она покинула последний приют, все дальнейшее время она была босая.
«— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной». (Глава 32-я «Прощение и вечный приют»)
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |