Лингвистический анализ категорий пространства и времени ершалаимских глав романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» выявил основные средства выражения названных категорий: именные группы со значением места и времени, наречия места и времени, временные придаточные и определительные с местоименными наречиями места, видо-временные формы глагола. Языковые средства выражения пространства и времени разнообразны по своей структуре и семантике. Текст демонстрирует своеобразную специфику употребления языковых средств. Контактная позиция нескольких наречий места, цепочки уточнителей, выраженные именными группами, выделительная связь, посредством которой придаточная часть присоединяется к главной, практически детально предъявляют описываемое пространство при четкой характеризации времени протекания событий. Выявленные языковые средства, оставаясь «всего лишь» структурной единицей лингвистического ландшафта текста, выполняют существенную художественную функцию — создать эффект достоверности происходящего, что особенно важно для исследуемой части романа (романа о Пилате). Подобное использование языковых средств выражения пространства и времени можно отнести к несомненным приметам стиля М.А. Булгакова.
Для пространственно-временной организации ершалаимских глав характерны черты мифологической модели. К ним относятся: качественная разнородность, одухотворенность, заполненность, вещность пространства; внимание к границам — переходам, началу — концу перемещений героя; элементарно-чувственное восприятие мира; организация пространства на основе оппозиций: центр — периферия, статика — динамика, верх — низ, реальное — гипотетическое пространство, свой — чужой. В реализации мифологической модели пространства участвуют разноуровневые единицы языка. Наиболее представленные в словаре пространственных элементов лексические группы Элементы ландшафта, Топонимы, Строения, Человеческое тело образуют важную для мифа триаду: Космос — жилище — человеческое тело, подтверждая особую взаимосвязь макро- и микрокосма, природы и человека в мифологической картине мира. Наличие этимологически связанных слов теснота — тоска, узость — ужас, страх — страшный — странный — пространство является одним из лингвистических средств реализации концепции мифологического пространства. Отметим, что в формировании мифологической модели пространства и времени важную роль играют изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры.
Основные черты мифологической концепции времени нашли свое отражение в организации темпоральной структуры ершалаимских глав. В тексте широко представлена оппозиция циклическое — линейное время. Для художественного времени ершалаимских глав характерна заполненность времени событиями, двуединая связь диахронии и синхронии, одновременное пребывание человека во времени и в вечности, отождествление движения времени с движением небесных светил, раскрытие времени через окружающие человека природные элементы, изображение времени сновидений. Семантическое наполнение категории времени связано с мифологической концепцией, которую формируют названия определенных временных отрезков в единицах отсчета циклического характера: суточные (час, утро — день — вечер — ночь, полдень — полночь, рассвет — закат, сумерки, предвечерье). годичные (месяц, год, век); слова, выражающие характерные для мифологического времени оппозиции: начало — конец, жизнь — смерть, смерть — бессмертие. Следует отметить, что художественное время ершалаимских глав характеризуется представленностью показателей линейного времени, которые призваны подчеркнуть стремление автора к историчности повествования. Циклическая модель времени в полном объеме реализуется в связи с «московским» текстом в структуре всего романа.
В ходе лингвокогнитивного анализа текст был расчленен на события, героем которых является Пилат, Условно определяя пространство и время героя как им переживаемый мир (среда существования), мы пришли к выводу, что в тексте романа происходит актуализация названных категорий и преобразование их фоновой функции в сюжетообразующую: рождается конфликт среды и героя. Среда существования Пилата — это замкнутый (чрезмерная дискретность пространства уменьшает реальные проявления жизни), конфликтный (основан на бинарных оппозициях), несоизмеримый с человеком мир (слишком узкий или слишком просторный). Пространство наполнено неприятными ассоциациями и болезненными ощущениями. Утрата гармонии в пространстве рождает у человека тревогу. В ершалаимских главах показана зависимая от пространства жизнь, когда жизнь принимает формы, диктуемые пространством. Но Булгаков не снимает ответственности человека за принятие решения. Пилат осужден за трусость и малодушие. Пилатов грех — трусость помешать несправедливости, предательство в страхе за личное благополучие.
В картине мира М. Булгакова основное значение имеет вертикальное измерение, причем вертикаль устремлена сверху вниз. Мир начинается с неба, и даже земля является отражением неба. Картина горизонтального простора, характерная для русского равнинного мышления, как правило, представлена в гипотетическом пространстве. Для писателя характерно вертикальное (циклическое) восприятие времени, при котором универсальные поведенческие ситуации постоянно повторяются в истории человечества, наполняясь для каждой эпохи особым смыслом. Таким образом, некоторые события приобретают вневременной характер.
В пространственно-временной картине ершалаимских глав отражены ценностные ориентации автора. Повышенная дискретность пространства, замкнутость и непроницаемость пространственных локумов, заполненность предметами являются средством выражения идеи разобщенности людей. Изображение ограниченного характера человеческого бытия призвано показать значимость каждого мгновенья бытия и нравственную ответственность человека за свои поступки.
Для ершалаимских глав романа характерна взаимосвязь категорий пространства и времени, которая реализуется на различных уровнях организации текста. Наречия на -о, краткие прилагательные с «дистанционной» семантикой; слова, в семантическом значении которых совмещен пространственный и временной компоненты, участвуют в создании неразрывности пространства и времени ершалаимских событий. На синтаксическом уровне лингвистическими актуализаторами взаимосвязи являются предложения с показателями пространства и времени в сильной позиции, предложения с дейктическим показателем тут, придаточные временные с показателем места. Мотив боли и мотив кругового движения участвуют в организации пространственно-временной структуры ершалаимских глав романа. Моделирование характерного для мифологического сознания единства пространства и времени осуществляется через представление единого континуума; изображение места и времени действия ершалаимских глав как сакральной точки пространства в начальном времени; заполненность повествования событиями.
Результаты анализа категорий пространства и времени ершалаимских глав романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» позволяют предположить, что использование концепции мифологического пространства и времени следует рассматривать как бессознательное обращение писателя к элементарным семантическим противопоставлениям, характерным для мифологического сознания.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |