Вернуться к М.В. Гаврилова. Пространство и время в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Введение

Пространство и время — основные категории художественного текста, отображающие объективную реальность через систему языковых средств. Пространство и время явлены в событии в виде пространственно-временных координат бытия. Определение категорий пространства и времени — прежде всего проблема мировоззренческая, гносеологическая. Для филологического исследования актуальность концепции пространства и времени в художественном произведении заключена прежде всего в поиске способов отображения бытия писателем, в возможности синтеза картины мира автора и картины национального сознания путем анализа языковых средств.

Как отмечает Ю.М. Лотман, художественное пространство не сводимо к простому воспроизведению тех или иных локальных характеристик реального ландшафта, оно представляет собой «модель мира данного автора» и является континуумом, в котором размещаются персонажи и совершается действие (Лотман 1992а, 418). Вслед за Д.С. Лихачевым художественное время понимается как «явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время и философское его понимание писателем» (Лихачев 1979, 21).

Русская литература начала XX века активно «пересматривает» классическую традицию со-бытия. Происходит актуализация временных и пространственных характеристик, что дает возможность сравнить пространственно-временную организацию произведений с организацией мифологической модели мира, в которой, по словам В.Н. Топорова, «пространство и время не просто рамка (или пассивный фон), внутри которого развертывается действие; они активны (и, следовательно, определяют поведение героя) и в этом смысле сопоставимы в известной степени с сюжетом» (Топоров 1995, 201). В этом аспекте особый интерес представляет изучение пространственно-временной организации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В качестве рабочей гипотезы мы выносим следующее положение: для ершалаимских глав романа М. Булгакова характерны черты мифологической модели пространства и времени. В диссертации понятие миф рассматривается в определении А.Ф. Лосева: «Миф есть в словах данная чудесная личностная история» (Лосев 1994, 195).

Выбор романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в качестве материала исследования объясняется художественной ценностью произведения и неослабевающим интересом к автору и его роману как в России так и за рубежом.

Актуальность исследования, учитывая важность изучения категорий пространства и времени для постижения национального образа мира, определяется теоретической и практической значимостью анализа категорий пространства и времени в столь сложном для интерпретации романе.

Представления о времени и пространстве относятся к важнейшим категориям, характеризующим сознание человека, определяющим социально-психологическую специфику той или иной культуры, задающим основные параметры «образа мира» этой культуры. А.Я. Гуревич отмечает, что такие понятия, как пространство, измерение, судьба, время, число принадлежат к определяющим категориям человеческого сознания. «Эти универсальные понятия в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода «модель мира» — ту «сетку координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании <...> Человек не рождается с чувством времени, его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит» (Гуревич 1972, 84).

До настоящего времени изучение пространственно-временной структуры романа обычно проводилось в литературоведческом аспекте: И.Ф. Бэлза, И.Л. Галинская, Б.М. Гаспаров, В. Лакшин, Ю.М. Лотман, Л.Л. Фиалкова, М.О. Чудакова, Л. Яновская и др. В связи с этим актуальным представляется исследование языкового воплощения пространства и времени в романе, особенностей словоупотребления, специфики языка Булгакова. Настоящее исследование, находясь в русле маргинальных, является, главным образом, исследованием лингвистическим.

В качестве основного объекта исследования выступает пространственно-временная структура ершалаимских глав романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Известное толкование структуры романа М. Булгакова как «текста в тексте» в аспекте изучения пространственно-временной организации выдвигает на первый план проблему связи, со-бытия двух текстов: ершалаимского и московского. Органичная связность всего романа задана прежде всего концепцией пространства и времени, заложенной автором и определяющей его мировоззренческую позицию. Четко выявленный объект позволил провести детальный лингвистический анализ, находясь в рамках объема диссертационного исследования.

Предметом исследования явились различные способы языкового воплощения категории пространства и времени. В ходе исследования рассмотрены именные группы со значением места и времени, наречия места и времени, придаточные временные и определительные с местоименными наречиями места, глаголы слуха, глаголы зрения, локативные глаголы, глаголы ментального состояния, а также стилистические приемы и структурные особенности пространственно-временной организации ершалаимских глав. Необходимо отметить, что в настоящей работе рассмотрено эксплицитное выражение категорий пространства и времени ершалаимских глав романа.

Цель исследования заключается в определении образно-языковой модели пространства и времени ершалаимских глав романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. выявить и систематизировать основные языковые средства, участвующие в выражении категорий пространства и времени ершалаимских глав;

2. установить характер модели пространства и времени в ершалаимских главах романа;

3. определить зависимость членения пространственно-временной структуры ершалаимских глав от субъекта восприятия;

4. проанализировать языковое отображение взаимодействия категорий пространства и времени в ершалаимских главах.

Новизна определяется введением в научный оборот нового языкового материала, его структурно-семантическим анализом и системно-целостным характером описания категорий пространства и времени. Нетрадиционность состоит в проекции приемов лингвокогнитивного анализа на членение художественного текста на события.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке приемов комплексного анализа категорий пространства и времени в художественном тексте.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов анализа пространственно-временной структуры ершалаимских глав в курсах стилистики и поэтики. Предложенная в работе методика членения текста может лечь в основу анализа художественного произведения в иностранной аудитории. Возможно использование словарей пространственных элементов и субстантивов с временным значением при составлении лингвистического комментария к роману. Данный лингвистический комментарий представляет собой одну из частей энциклопедического комментария, идею которого выдвинул И.Л. Беленький в связи с намечаемым внесением романа «Мастер и Маргарита» в машинный фонд русского языка (Беленький 1989, 25).

Основной метод исследования — филологический анализ текста, стремящийся к равноправию лингвистического и литературного рассмотрения художественного текста. Лингвистическая сторона присутствует во всей (возможной) полноте, что способствует как глубине раскрытия идейного содержания текста, так и реализации постоянно присутствующих в учебном процессе задач обучения русскому языку (Художественный текст 1993, 6—8). По словам В.В. Виноградова, «тенденция к объединению лингвистических и литературоведческих концепций формы и содержания словесно-художественного произведения на основе углубленного синтеза их, на основе изучения смысла, идеи, замысла, как словесно-структурного элемента художественного целого плодотворна и перспективна» (Виноградов 1971, 104).

В зависимости от конкретных задач исследования использовались структурный, семантико-стилистический, статистический, когнитивный подход к материалу.

В данном исследовании методика анализа категорий пространства и времени отражает структуру языкового отображения мира: во-первых, исследуется языковое воплощение представлений о пространстве и времени; во-вторых, через включение языковой формы в типологическую систему содержательных значений описывается картина мира, представленная в тексте; в-третьих, определяются ценностно-целевые установки автора в восприятии пространства и времени. Представленная методика анализа, на наш взгляд, будет эффективна при работе над художественным текстом в иностранной аудитории, так как целью анализа является проникновение в смысловую глубину текста путем наблюдений за функционированием языковых средств, служащих формированию и выражению категорий пространства и времени.

Единицей описания в нашей работе является событие. Выбор события в качестве единицы описания обусловлен тем, что точкой отсчета в художественном произведении являются действия, совершаемые персонажами произведения, и события, происходящие с ними. Термин событие используется в значении, принятом в работе В.Я. Шабеса «Событие и текст». Под событием понимается «отраженная в сознании цельная динамическая система взаимосвязанных общих и существенных параметров (признаков) некоторого однородного класса сцен, основными содержательными признаками которой являются «деятель» и «действие», рассматриваемые как двуединство. Под «деятелем» будем понимать отражение в сознании некоторого дискретного единичного или множественного обобщенного объекта материального мира, изменяющегося в пространстве и времени». Под «действием» понимается любое обобщенное изменение «деятеля» в пространстве и времени. Событие как когнитивно-семантическая структура «формируется на базе ряда однородных сцен, имеющих совпадающие общие и существенные признаки» (Шабес 1989, 16—17).

Достоверность исследования обеспечивается представленным материалом, методом исследования, комплексным анализом пространственно-временной структуры текста, статистической обработкой анализируемого материала, обобщенной в 10 таблицах и двух приложениях.

Исходные теоретические постулаты состоят в признании:

— конкретного художественного текста (произведения) как функционального единства всех компонентов, формирующих как литературный, так и лингвистический уровни текста;

— антропоморфизма категорий времени и пространства как основных категорий фрагментации целостного текста.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на межвузовской конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы» (Санкт-Петербургский государственный университет, 1995), на межвузовской научно-методической конференции «Проблемы преподавания русского языка и литературы в иностранной аудитории» (Санкт-Петербургский государственный гидрометеорологический институт, 1996), на аспирантских лингвистических семинарах кафедры русского языка для иностранных студентов-филологов СПбГУ, а также отражены в 3-х публикациях.

Содержание работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и 2-х приложений. Во введении обосновываются выбор темы и основные направления исследования, оговариваются предмет и объект исследования, новизна и актуальность, теоретическая и практическая значимость, цели и задачи исследования.

В главе I и II предлагается многоаспектное описание пространственно-временной структуры ершалаимских глав. Последовательность анализа пространственно-временной структуры (определение реального и концептуального пространства и времени, перцептивного времени персонажа, пространственной и временной позиции автора) соответствует различным уровням восприятия текста: сюжетно-информативному, уровню персонажей, уровню авторского кругозора.

В главе III анализируется языковое отображение взаимосвязи категорий пространства и времени в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита». В заключении подводятся итоги проведенного исследования пространственно-временной структуры ершалаимских главы намечаются перспективные направления дальнейшего изучения темы. В приложении № 1 представлен словарь пространственных элементов ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита». В приложении № 2 приводится полный список субстантивов с временным значением в ершалаимских главах. Список литературы включает 120 работ отечественных и зарубежных исследователей.