Изучение романа Булгакова «Белая гвардия» как исторической хроники, повествующей о кризисном этапе в истории России, далеко не исчерпывает его содержания, а всего лишь приоткрывает один из аспектов. Писатель рассматривает не просто фрагмент истории, а начало её конца, что переводит содержание романа совсем в иную плоскость — религиозно-философскую.
Н.А. Бердяев утверждал, что самые замечательные религиозно-философские мысли были у нас высказаны не специалистами богословами, а писателями, людьми вольными, так как «религиозная философия предполагает соединение теоретического и практического разума, достижение целостности в познании. Это есть познание совокупностью духовных сил, а не одним только разумом. ...Когда случается так, что философ, как человек, является верующим христианином, то совершенно невозможно, чтобы он забыл об этом в своей философии. Философия, в сущности, всегда была религиозной или в положительном или в отрицательном смысле»1. Поэтому понять глубинный смысл романа невозможно без попытки приблизиться к его духовной сущности, лежащей в основании авторского мироздания, в котором философское познание неотделимо от совокупности духовного опыта, от его религиозной веры.
Примечания
1. Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭкСМО-ПРЕСС, 1998. — С. 157—158.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |