Вернуться к Н.В. Долгова. Поэтика сатиры М.А. Булгакова 1930-х годов

Список использованной литературы

1. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины XIX века. — Коломна, 1993. — 110 с.

2. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. — М., 2000. — 511 с.

3. Бабичева Ю.В. Театральная проза Михаила Булгакова // Поэтика жанров русской и советской литературы. — Вологда, 1988. — С. 103—120.

4. Бабичева Ю.В. Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Иван Васильевич») // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 125—139.

5. Барков А. К вопросу о методике структурного анализа романа «Мастер и Маргарита» // Булгаковский сборник III: Материалы по истории Русской литературы XX века. — Таллинн, 1998. — С. 101—115.

6. Бахтин М.М. Сатира. Собрание сочинений. — Т. 5. — М., 1997. — С. 11—38.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990. — 543 с.

8. Белобровцева И.З. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: Конструктивные принципы организации текста. — Тарту, 1997.

9. Белобровцева И. Кульюс С. Иностранец в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Булгаковский сборник III: Материалы по истории Русской литературы XX века. — Таллинн, 1998. — С. 57—67.

10. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. — М., 1989.

11. Бергсон А. Смех. — М., 1992. — 128 с.

12. Бердяева О.С. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — Великий Новгород, 2004. — 40 с.

13. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1996. — 16 с.

14. Борев Ю. Эстетика. 4-е изд., доп. — М., 1988. — 495 с.

15. Борев Ю. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. — М., 1970. — 269 с.

16. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. — М., 1967. — 555 с.

17. Булгаков М. Дневник. Письма. 1914—1940. — М., 1997. — 640 с.

18. Булгаков М.А. Пьесы 1930-х годов // Театральное наследие. — СПб., 1994. — 671 с.

19. Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 10 томах. — М., 1995—2000.

20. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л., 1987.

21. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М.А. Булгаков) // Контекст-1980. Литературно-теоретические исследования. — М., 1981. — С. 191—243.

22. Вахитова Т.М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество М. Булгакова. Исследования и материалы. Кн. 2. — С.-Петербург, 1994. — С. 74—90.

23. Введение в литературоведение: Под ред. Л.В. Чернец. — М., 2004. — 680 с.

24. Великанова И.В. Особенности сатиры М. Булгакова: Повесть «Собачье сердце» // Литература в школе. — 1995. — № 6.

25. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М., 1989. — 405 с.

26. Веселовский А.Н. Этюды о Мольере: Тартюф. История типа и пьесы // Мольер. Пьесы. — М., 1997. — С. 616—633.

27. Виноградов В.В. Натуральный гротеск // Поэтика русской литературы. Избр. труды. — М., 1976. — 511 с.

28. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963. — 255 с.

29. Вулис А. Метаморфозы комического. — М., 1976. — 126 с.

30. Вулис А. Поэтика «Мастера»: Книга о книге // Звезда Востока. — 1990. — №№ 10—11.

31. Вулис А. Советский сатирический роман. Эволюция жанра в 20—30-е годы. — Ташкент, 1966. — 286 с.

32. Галинская И.Л. Рецепция творчества М.А. Булгакова в англоязычной критике // Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения 1891—1991. Сб-к обзоров. — М., 1991. — С. 184—209.

33. Гапоненков А.А. Поэтика сатирического начала в «Дьяволиаде» М.А. Булгакова // Филологические этюды. — Саратов, 1998. — Вып. 1. — С. 98—101.

34. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. — 1988. — № 10—12; 1989. — № 1.

35. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. — М., 1994.

36. Гинзбург Ю. Великовский С. Комедиограф великого века // Ж.-Б. Мольер. Полн. собр. соч.: В 3 томах. — Т. 1. — М., 1985. — С. 5—57.

37. Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк. — М.—Л., 1966.

38. Гозенпуд А. Поэтика ремарок у Булгакова // Михаил Булгаков «Этот мир мой...». — СПб., 1993.

39. Голубков С.А. Поэтика комического в русской прозе первой трети XX века: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — Воронеж, 1994.

40. Гордиевская М.Л. Каламбур в живом диалоге // Русский язык в школе. — 1994. — № 3. — С. 71—77.

41. Грознова Н.А. Повесть «Собачье сердце» в литературном контексте 20-х годов // Творчество М. Булгакова. Кн. 1. — Л., 1992. — С. 43—63.

42. Грубин А.А. О некоторых источниках пьесы М. Булгакова «Кабала святош» («Мольер») // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 140—153.

43. Грубин А.А. В плену душной маски: Театр Мольера в концепции Михаила Булгакова // Михаил Булгаков «Этот мир мой...». — СПб., 1993. — Т. 1.

44. Гудкова. В.В. Время и театр М. Булгакова. — М., 1988. — 128 с.

45. Давыдова Т.Т. О современном изучении прозы 1920-х годов (на примере «Собачьего сердца» Михаила Булгакова) // Русская словесность. — 1999. — № 3. — С. 54—57.

46. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 312—333.

47. Дземидок Б. О комическом. — М., 1974. — 223 с.

48. Елистратов В.С. О языке Булгакова и стилистических поисках русской литературы XX века // Русский язык за рубежом. — 1994. — № 4.

49. Ермолинский С.А. О времени, о Булгакове и о себе. — М., 2002. — 448 с.

50. Ершов Л.Ф. Ранняя сатира Михаила Булгакова // Творчество М. Булгакова. Кн. 1. — Л., 1992. — С. 23—48.

51. Ершов Л.Ф. Сатира и современность. — М., 1978. — 271 с.

52. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. — Л., 1977. — 282 с.

53. Ерыкалова И.Е. Закат Европы в «Блаженстве» // Творчество М. Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. — Кн. 3. — С.-Петербург, 1995. — С. 62—89.

54. Жиличева Г.А. Комический модус художественности в русских романах XX века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Новосибирск, 2002. — 26 с.

55. Жукова С.А. Ирония в романах М.А. Булгакова («Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 2003. — 22 с.

56. Жукова С.А. Ирония как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // М., 2002. — С. 41—47.

57. Золотусский И. На лестнице у Раскольникова. Эссе последних лет. — М., 2000. — 320 с.

58. Иваньшина Е.А. Автор — текст — читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов: «Адам и Ева», «Мастер и Маргарита»: Дис. ... канд. филол. наук. — Воронеж, 1998.

59. Иоффе С. Тайнопись в «Собачьем сердце» М. Булгакова // Слово. — 1991. — № 6.

60. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова // Булгаков Михаил. Драмы и комедии. — М., 1965. — С. 5—15.

61. Карасев Л.В. Философия смеха. — М., 1996.

62. Ким Су Чан. Комическое и фантастическое в прозе М.А. Булгакова (От «Дьяволиады» до «Мастера и Маргариты»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — С.-Петербург, 1997. — 26 с.

63. Киселев Н.Н. М. Булгаков и В. Маяковский («Багровый остров» и «Баня») // Творчество Михаила Булгакова. — Томск, 1991. — С. 139—156.

64. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. — 1991. — № 6. — С. 3—11.

65. Кобринский А. Записки покойника: Ключи к роману // Булгаков М. «Записки покойника» («Театральный роман»). — СПб., 2002. — С. 3—12.

66. Ковальчук Д.А. Художественная концепция личности в русской прозе 20—30-х годов XX века (М.А. Булгаков, А.А. Фадеев): Дис. ... канд. филол. наук. — Армавир, 1998. — 160 с.

67. Кондакова Ю.В. Гоголь и Булгаков: Поэтика и онтология имени: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2001. — 28 с.

68. Кораблев А.А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. — 1991. — № 5. — С. 35—54.

69. Костюков В.М. Гибридные слова — средство комического // Русская речь. — 1987. — № 6.

70. Кройчик Л. Любя человека // Советская сатирическая повесть 20-х годов. — Воронеж, 1989. — С. 3—30.

71. Кубарева А. Михаил Булгаков и его критики // Молодая гвардия. — 1988. — № 5.

72. Кухта Е.А. Сатирический мир фельетонов М. Булгакова в «Гудке» // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 246—259.

73. Лазарева М.А. «Смех» Михаила Булгакова (Критерии художественности «Мастера и Маргариты») // Филологические науки. — 1999. — № 2. — С. 26—35.

74. Лакшин В.Я. Вторая встреча: Воспоминания и портреты. — М., 1984. — 368 с.

75. Лакшин В.Я. Литературно-критические статьи. — М., 2004. — 672 с.

76. Литературный энциклопедический словарь: Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. — М., 1987.

77. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — 1600 с.

78. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — 1968. — № 8.

79. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение. — СПб., 1997. — 508 с.

80. Лихачев Д.С. Литература — реальность — литература. — Л., 1984. — 271 с.

81. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. — 1991. — № 1.

82. Леонтьев А.А. Интертекст в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2001. — 17 с.

83. Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. — М., 1999. — 432 с.

84. Лосев В.И. Комментарии // Михаил и Елена Булгаковы. Дневник Мастера и Маргариты. — М., 2001. — С. 439—557.

85. Лотман Ю.М. Избр, статьи: В 3 томах. — Таллинн, 1992—1993.

86. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. — М., 1988. — 191 с.

87. Лукьянов С.А. Экспрессивные конструкции как средство создания комического // Русский язык в школе. — 1994. — № 1.

88. М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — 496 с.

89. Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. — 1995. — № 1. — С. 154—182.

90. Манн Ю.В. О гротеске в литературе. — М., 1988. — 412 с.

91. Менглинова Л.Б. Гротеск в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» // Художественное творчество и литературный процесс. — Томск, 1988. — Вып. 8. — С. 72—87.

92. Менглинова Л.Б. Принцип сатирического обобщения в повести М. Булгакова «Дьяволиада» // Художественное творчество и литературный процесс. — Томск, 1986. — Вып. 7. — С. 127—141.

93. Михальчук Н.Г. Фразеологические единицы как средство формирования идиостиля М.А. Булгакова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Орел, 2002. — 34 с.

94. Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 3 томах. — М., 1987.

95. Мягков Б.С. Булгаковское Варьете: фантазии и реальность // Нева. — № 6. — С. 195—200.

96. Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова. — Самара, 1999. — 142 с.

97. Немцев В.И. Контексты творчества Михаила Булгакова: (К проблеме традиций) // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. — Куйбышев, 1990. — С. 5—30.

98. Нечаева Н.В. Сатирическая комедия и ее разновидности в литературе XX века: Дис. ... канд. филол. наук. — М., 1986. — 185 с.

99. Николаев Д.П. Сатира Гоголя. — М., 1984. — 367 с.

100. Николаев Д. Смех — оружие сатиры. — М., 1962. — 223 с.

101. Николаев Д.П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. — М., 1988. — 397 с.

102. Николаенко О.Н. Языком сатиры о проблемах человека и общества (М. Булгаков «Дьяволиада») // Язык и культура: Третья междунар. конференция. — Киев, 1994. — Ч. 1. — С. 256—260.

103. Никольский С.В. На грани метафор и аллюзий: О некоторых зашифрованных мотивах в антиутопиях Булгакова // Изв. РАН. Сер. лит и яз. — Т. 58. — 1999. — № 1.

104. Нинов А. Михаил Булгаков и современность // Звезда. — 1990. — № 5. — С. 153—161.

105. Новиков В.В. Михаил Булгаков — художник. — М., 1996. — 357 с.

106. Павлова О.А. Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков: проблема жанрового мышления: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 1998. — 29 с.

107. Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. — М., 1989. — 495 с.

108. Петренко А.Ф. Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов. Поэтика комического: Дис. ... канд. филол. наук. — Пятигорск, 2000. — 201 с.

109. Петров В.Б. Аксиология Михаила Булгакова. — Магнитогорск, 2000. — 246 с.

110. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса (М. Булгаков и «Сатирикон») // Вопросы литературы. — 1991. — № 5. — С. 3—34.

111. Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова: Сб-к статей. — Л., 1987. — 147 с.

112. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. — М., 2002. — 192 с.

113. Проффер Э. Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» // Иностранная литература. — 1991. — № 5.

114. Пушкин А.С. Сочинения: В 3 томах. Т. 3. — М., 1987. — 528 с.

115. Ребель Г.М. Художественные миры романов Михаила Булгакова. — Пермь, 2001. — 196 с.

116. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. — М., 2001. — 608 с.

117. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. — М., 2003. — 320 с.

118. Сахаров В.И. Михаил Булгаков: писатель и власть. — М., 2000. — 446 с.

119. Сеничкина Е.П. Приемы достоверности изображаемого в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературная традиция в поэтике Михаила Булгакова. Межвуз. научн. сб-к. — Куйбышев, 1990. — С. 92—101.

120. Словарь литературоведческих терминов: Под ред. Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева. — М., 1974.

121. Смелянский А.М. Михаил Булгаков и Художественный театр. — М., 1989. — 431 с.

122. Смирнов А. Комментарии // Мольер Ж.-Б. Избранное в двух томах. Т. 2. — Самара, 1997.

123. Современный словарь-справочник по литературе. Сост. и научн. ред. С.И. Корнилов. — М., 2000. — 700 с.

124. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. — М., 1991. — 173 с.

125. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. — М., 1997.

126. Соколов Б.В. Энциклопедия Булгаковская. — М., 1998. — 592 с.

127. Степанов Н.С. Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XI — I половины XX веков. — Винница, 2003.

128. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. 5-е изд-е, испр. и доп. — М., 1976. — 448 с.

129. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. — Красноярск, 1987. — 224 с.

130. Файман Г.С. «Кабала святош». Мольериана Михаила Булгакова // Творчество М. Булгакова. Исследования и материалы. Кн. 2. — С.-Петербург, 1994. — С. 159—183.

131. Федяева Т.А. Диалог и сатира (на материале русской и австрийской литературы первой половины XX века). — С.-Петербург, 2004. — 268 с.

132. Филатова А.И. «Багровый остров» М. Булгакова: от памфлету к комедии-гротеску // Творчество М. Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. — Кн. 3. — С.-Петербург, 1995. — С. 35—49.

133. Фоменко Л.П. Советские сатирики 1920—1930-х годов и творчество Салтыкова-Щедрина // Творчество Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. — Калинин, 1989. — С. 84—93.

134. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М., 2002. — 437 с.

135. Химич В.В. «Зеркальность» как принцип отражения и пересоздания реальности в творчестве М. Булгакова // Русская литература XX века: направления и течения. — Екатеринбург, 1995. — Вып. 2.

136. Химич В.В. «Странный реализм» М. Булгакова. — Екатеринбург, 1995. — 232 с.

137. Хохлова А.В. Карнавализация как жанрообразующий принцип в пьесах М.А. Булгакова «Адам и Ева», «Блаженство» и «Иван Васильевич»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Владивосток, 2002. — 23 с.

138. Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе М.А. Булгакова // Русская литература. — 1984. — № 1. — С. 166—176.

139. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Гоголь. История и современность (к 175-летию со дня рождения). — М., 1985.

140. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988. — 670 с.

141. Чудакова М.О. Избранные работы: Литература советского прошлого. — Т. 1. — М., 2001. — 472 с.

142. Шаталов С.Е. Великий сатирик и реалист // Русская речь. — 1976. — № 1. — С. 29—36.

143. Штейн А.А. Философия комедии // Контекст-80. — М., 1981. — С. 244—268.

144. Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. — М., 1957. — 427 с.

145. Эстетика. Словарь. — М., 1989. — 445 с.

146. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Божественный ребенок. — М., 1997. — С. 248—290.

147. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. — М., 1997. — 199 с.

148. Яблоков Е.А. «Они сошлись» // Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: диалог сатириков. — М., 1994. — С. 5—56.

149. Яблоков Е.А. Проза Михаила Булгакова: Структура художественного мира: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — М., 1997. — 45 с.

150. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. — М., 2001. — 424 с.

151. Якимец Н.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (На материале «Театрального романа» М.А. Булгакова): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Н. Новгород, 1999. — 23 с.

152. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М., 1983. — 319 с.

153. Яновская Л. Треугольник Воланда и фиолетовый рыцарь: О тайнах романа «Мастер и Маргарита» // Таллинн. — 1987. — № 4. — С. 101—113.