Вернуться к Е.Н. Хрущева. Поэтика повествования в романах М.А. Булгакова

Библиография

I. Художественные тексты

Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 т. М., 1992. Т. 1. С. 179—428 (Белая гвардия); Т. 4. С. 401—542 (Записки покойника (Театральный роман)); Т. 5. С. 7—384 (Мастер и Маргарита).

II. Литературоведение

1. Исследования по проблеме романа и проблеме повествования

1. Аверинцев С., Роднянская И. Автор // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1976. С. 28—34.

2. Андреев А.Н. «Бахтинобум» как симптом кризиса в литературоведении // Литературоведение на пороге XXI века: материалы международной научной конференции (МГУ, май 1997). М., 1998. С. 58—64.

3. Антонов С.А. Роман Анны Радклиф «Итальянец в контексте английской «готической» прозы последней трети XVIII века. Дисс. ... канд. филол. наук. СПб.: РГПУ, 2000.

4. Барт Р. S/Z. М., 1994.

5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1991.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1986.

7. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1975.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1994.

9. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах: Т. 5. М., 1997.

10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Возрождения. М., 1965.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

12. Белая Г.А. К проблеме романного мышления // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978. С. 179—197.

13. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2. М., 1948.

14. Библер В.С. М.М. Бахтин, или поэтика культуры. М., 1991.

15. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.

16. Вайну М. Об индивидуальных особенностях восприятия романа. Таллинн, 1976.

17. Вейдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб., 1996.

18. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.

19. Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания. Ижевск, 2000.

20. Волкова Т.Н. Вводные жанры в романе: виды и функции (на материале русского классического романа XIX века). Новосибирск, 1999.

21. Вулис А. Советский сатирический роман. Ташкент, 1965.

22. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М., 1994.

23. Гаспаров М.Л. Записи и выписки // НЛО. 1997. № 28.

24. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. II, III. М., 1971.

25. Гиршман М.М. Целостность литературного произведения.

26. Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927.

27. Гурвич И.А. Поэтика повествования. Ташкент, 1988.

28. Днепров В. Идеи времени и формы времени. М., 1980.

29. Днепров В. Проблемы реализма. Л.: Сов. писатель, 1961.

30. Днепров В. Черты романа XX века. М.—Л., 1965.

31. Долинин А. Интерпретация текста. М., 1985.

32. Драгомирецкая Н.В. Слово героя как принцип организации стилевого целого // Теория литературных стилей: Многообразие стилей современной литературы. Вопросы типологии. М., 1978.

33. Ершов Л.Ф. Русский советский роман: национальные традиции и новаторство. Л., 1967.

34. Жариков Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики. Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 1999.

35. Журбина Е. Искусство фельетона. М., 1965.

36. Затонский Д.В. В наше время. М., 1979.

37. Затонский Д.В. Искусство романа XX века. М., 1990.

38. Зунделович Я.О. Своеобразие повествования в романе «Идиот» // Зунделович Я.О. Романы Достоевского. Ташкент, 1963. С. 62—104.

39. Киселева Л.Ф. Русский роман советской эпохи: судьбы «большого стиля». Дисс. ... докт. филол. наук. РАН, ИМЛИ, 1992.

40. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Сов. писатель, 1963.

41. Кожинов В.В. Роман — эпос нового времени // Теория литературы. Кн. 2. М., 1964. С. 97—172.

42. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Кн. 2. М., 1964. С. 408—485.

43. Кораблев А.А. Теория целостности М.М. Гиршмана // Слово и бытие: к 60-летию М.М. Гиршмана. Донецк, 1997. С. 9—21.

44. Корман Б.О. Стилистические средства выражения авторского сознания // Образцы изучения эпического произведения. Ижевск, 1995. С. 108.

45. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1977.

46. Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили. М., 1976. С. 65—76.

47. Краснянский В.В. Стилистика художественной речи (повествовательная речь). М., 1972.

48. Курляндская С.В. Фельетон — жанр сатирический. М., 1967.

49. Лежнев А. Литературные будни. М., 1929.

50. Лейдерман Н.Л. Литературный текст и художественное произведение. Проблема целостности литературного произведения // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., Барковская Н.В., Ложкова Т.А. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Екатеринбург, 1998.

51. Лейдерман Н.Л. Жанровые идеи М.М. Бахтина // Zagadnienia Rodzajow Literackich XXIV I. Lodz, 1982. С. 67—85.

52. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.

53. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

54. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987.

55. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

56. Лотман Ю.М. Художественная структура «Евгения Онегина» // Труды по знаковым системам. В.П. Тарту, 1965.

57. Лукач Г. Философско-историческая обусловленность и значение романа // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 73—78.

58. Лукач Д. Теория романа // Новое литературное обозрение. 1994. № 3.

59. Мандельштам О.Э. Конец романа // Мандельштам О.Э. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 201—205.

60. Медведев П.Н. (Бахтин М.М) Формальный метод в литературоведении. Л., 1928.

61. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2000.

62. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

63. Мотылева Т. Роман как свободная форма. М., 1982.

64. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

65. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1971.

66. Ортега-и-Гассет Х. Краткий трактат о романе // Вопросы литературы. 1987. № 9.

67. Падучева Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 164—169.

68. Падучева Е.В. Семантика нарратива // Семантические исследования. М., 1996. С. 204—206.

69. Перевалова С.В. Проблема автора в русской литературе 1970—80-х. Дисс. ... докт. филол. наук. Волгоград, 1998.

70. Роман // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. С. 352—358.

71. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.

72. Рымарь Н.Т. Хаос и космос в структуре романного мышления // Динамика культуры и художественного сознания (философия, музыковедение, литературоведение). Сб. статей международной научно-практической конференции «Самара в контексте мировой культуры». Самара, 2002.

73. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.

74. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Самара, 1990.

75. Скороспелова Е. Русская советская проза 1920—30-х годов: судьбы романа. М., 1985.

76. Смирнов И.П. От сказки к роману // История жанров в русской литературе X—XVII вв. Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1972.

77. Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник. М., 1999.

78. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово, 1977.

79. Тамарченко Н.Д. Реалистический тип романа. Кемерово, 1985.

80. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. Кемерово, 1979.

81. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976.

82. Топоров В.Н. Миф, ритуал, образ, символ. М., 1995.

83. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

84. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.—Л., 1964.

85. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

86. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

87. Чудаков А.П. Чужое слово в авторском повествовании // Образцы изучения эпического произведения в трудах отечественных литературоведов. Изд. 2-е. Ижевск, 1995. В. 1. С. 143—152.

88. Эсалнек А.Я. Итоги изучения романа // Литературоведение на пороге XXI века: материалы международной научной конференции (МГУ, май 1997). М., 1998. С. 78—84.

89. Эсалнек А.Я. Об особенностях романной структуры // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984. С. 93—121.

90. Эсалнек А.Я. Роман // Русская словесность. 1999. № 5. С. 72—79.

91. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М., 1978.

92. Якименко Т. На дорогах века. Актуальные вопросы современной литературы. Л., 1973.

93. Kayser W. Das Sprachliche Kunstwerk. Eine Einführung in dit Literaturwissenschaft. Bern, 1956.

2. Исследования повествования в отдельных произведениях

94. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова. Дисс. ... канд. филол. наук. М., МГУ, 1996.

95. Великая Н.И. Формирование типов эпического повествования в русской советской прозе 1920-х годов: Дисс. ... докт. филол. наук. М., 1982.

96. Галимова Е.Ш. Поэтика повествования русской прозы XX века (1917—1985). Дисс. ... докт. филол. наук. Архангельск, 2000.

97. Гей Н.К. Проза Пушкина: поэтика повествования. М., 1989.

98. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX—XX вв. М., 1991.

99. Жилина Н.П. Структура повествования в рассказах В. Шукшина. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1990.

100. Зюлина О.В. Повествовательная структура прозы Е. Замятина. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1996.

101. Кожевникова Н.А. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы современной русской литературы. Проза. М., 1977.

102. Кожевникова Н.А. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской литературы. М., 1971. С. 97—163.

103. Кожевникова Н.А. Речевые разновидности повествования в советской прозе. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1973.

104. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX—XX вв. М., 1994.

105. Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого. М., 1990.

106. Подшивалова Е.А. Человек, явленный в слове. Ижевск, 2002.

107. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 1920-х годов. Воронеж, 1975.

3. Исследования творчества Булгакова

108. Берзер А. Возвращение Мастера // Новый мир. 1967. № 9. С. 151—160.

109. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.

110. Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи. М., 1979. С. 50—65.

111. Воротынцева Т.А. Образы-символы света в прозе Михаила Булгакова. Автореферат дисс. ... канд. филол. наук. М., 2000.

112. Горелов А.А. Устно-повествовательное начало в прозе Михаила Булгакова // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. СПб., 1995. Кн. 3.

113. Гудкова В. Истоки. Критические дискуссии по поводу творчества М.А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. 1991. № 5.

114. Зайцев А.В. Взаимодействие жанров в прозе М.А. Булгакова 1920-х гг. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1998.

115. Иваньшина Е.А. Автор — текст — читатель в творчестве М. Булгакова 1930-х годов. Дисс. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1998.

116. Кертис Дж. Романтическое видение // Лит. обозрение. 1991. № 5. С. 24—29.

117. Кожевникова Н.А. Язык советского общества в изображении М.А. Булгакова // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской. 1998. С. 162—173.

118. Лесскис Г.А. Триптих Михаила Булгакова о русской революции. М., 1999.

119. Михаил Булгаков: Современные истолкования. К 100-летию со дня рождения. М., 1991.

120. Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1991.

121. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, 1991.

122. Орлова Е.И. Автор-рассказчик-герой в фельетонах М.А. Булгакова 1920-х годов // Филологические науки. 1981. № 6. С. 24—29.

123. Петровский М. «Мифологическое городоведение» М. Булгакова // Театр. 1991. № 5.

124. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 3—35.

125. Пономарева Е.В. Новеллистика Михаила Булгакова 1920-х гг. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1999.

126. Симонов К. О трех романах Булгакова // Симонов К. Сегодня и давно. М., 1976. С. 298—306.

127. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1998.

128. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. М., 1997.

129. Творчество Булгакова. Томск, 1991.

130. Химич В.В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург, 1995.

131. Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург, 2003.

132. Химич В.В. Предметный мир и стилевое своеобразие прозы М. Булгакова //XX век. Литература. Стиль. Екатеринбург, 1996. С. 89—99.

133. Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе Михаила Булгакова // Русская литература. 1984. № 1. С. 168—178.

134. Чудакова М. Гоголь и Булгаков // Гоголь и современность. М., 1976. С. 380—396.

135. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

136. Яблоков Е.А. «Двусмысленные» названия в художественных произведениях Михаила Булгакова // Литературный текст: проблемы и методы исследования. Тверь, 1998. № 4. С. 74—83.

137. Яблоков Е.А. Проза Михаила Булгакова: структура художественного мира. Дисс. ... докт. филол. наук. М., МГУ, 1997.

138. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.

139. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

140. Gudkova V.V. Апология субъективности: о лирическом герое произведений М. Булгакова // Rev. des etudes slaves. P., 1993. T. 65, fase 2. С. 349—359.

3.1. Исследования, посвященные роману «Белая гвардия»

141. Архангельская Е.Г. Некоторые наблюдения над авторской речью в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» // Историко-типологические и синхронно-типологические исследования. М., 1972. С. 118—129.

142. Бахматова Н. О поэтике символизма и реализма (на материале «Петербурга» А. Белого и «Белой гвардии» М. Булгакова) // Вопросы русской литературы. Львов, 1988. В. 2 (52). С. 124—131.

143. Биккулова И.А. Изучение романа «Белая гвардия»: тема дома и семьи в произведении. М., 1993.

144. Великая Н.И. «Белая гвардия» Михаила Булгакова: пространственно-временная структура произведения, ее концептуальный смысл // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991.

145. Гаврилова Ю.А. О роли мотива Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Вопросы новой и новейшей русской литературы. Кафедральные записки кафедры истории русской литературы XX века. М.: изд-во МГУ, 2002. С. 124—132.

146. Геймбух Е.Ю. Поэзия прозы (о лиризме романа М. Булгакова «Белая гвардия») // Русский язык в школе. 2000. № . 1. С. 66—74.

147. Гончарова Н.Г. Гоголевские реминисценции в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» // Русская словесность. 1998. № 4. С. 190—223.

148. Гуткина Н.Д. Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» и русская литературная традиция. Дисс. ... канд. филол. наук Н. Новгород, 1998.

149. Гуткина Н.Д. Русская история как «известный порядок вещей» (щедринская традиция в «Белой гвардии» М. Булгакова) // Русская словесность. 1998. № 1. С. 22—26.

150. Доронина Т.В. «Масса» и «человек массы» в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» (к проблеме традиций) // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, 1998. С. 102—120.

151. Кожевник<>ова Н.А. Словоупотребление в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Литературные традиции в поэтике М. Булгакова. Куйбышев, 1990. С. 110—122.

152. Козлов Н.П. Место романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» в русской современной прозе 1920-х годов // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1988. С. 146—164.

153. Коханова В.А. Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2000.

154. Малахов В. Гавань у поворота времен (Онтология Дома в «Белой гвардии» М. Булгакова) // Вопросы литературы. 2000. № 7—8. С. 326—338.

155. Немцев В.И. Функция повествователя в художественной речи романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» // Поэтика современной литературы 1920-х годов: межвузовский сб. науч. тр., Куйбышев, 1989.

156. Новикова Н.В. Формы проявления романтического стиля Михаила Булгакова («Белая гвардия») // Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе, Тверь, 1996. С. 122—125.

157. Петров В.В. Нравственные ценности в горниле русской усобицы // Литература в школе. 2003. № 3.

158. Ребель Г.М. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора. Дисс. ... канд. филол. наук. Пермь, 1995.

159. Скобелев В.П. О функции архаико-эпического элемента в романной структуре «Белой гвардии» (приватное «Я» и «коллективная одушевленность») // Возвращенные имена русской литературы. Самара, 1994. С. 33—44.

160. Фиалкова Л.А. Пространство и время в романе М. Булгакова «Белая гвардия»: К проблеме изучения жанра и композиции произведения // жанр и композиция литературного произведения, Петрозаводск, 1986.

161. Ходасевич В. Смысл и судьба «Белой гвардии» // Лит. обозрение. 1991. № 5. С. 43—45.

162. Хрущева Е.Н. К изучению в школе романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: аксиологический аспект пространства и времени // Проблемы литературного образования: Материалы IX всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука — вуз — школа». В 5 частях. Ч. 3. Екатеринбург, 2003. С. 167—175.

163. Чудакова М. Публикация главы из «Белой гвардии» (1-я редакция финала) // Новый мир. 1987. № 2. С. 138—180.

164. Щукина Д.А. Интерпретация художественного текста (категория времени в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия»). Дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 1996.

165. Яблоков Е.А. Роман Булгакова «Белая гвардия» М., 1997.

3.2. Исследования, посвященные «Театральному роману»

166. Бабичева Ю.В: Театральная проза Михаила Булгакова // Поэтика жанров русской и советской литературы. Вологда, 1988. С. 103—114.

167. Белобровцева И.З. О роли фантастики в «Театральном романе» Михаила Булгакова // Композиция и стиль художественного произведения. Алма-Ата, 1978. С. 69—74.

168. Горбунова Ж. Синтез эпического, лирического и драматического начал в «Записках покойника» Михаила Булгакова // Сб. студ. науч. работ. Литературоведение, Ижевск, 1998. С. 151—159.

169. Доронина Т.В. Игровая основа «Записок покойника» М. Булгакова // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, 1999. С. 197—219.

170. Нинов А. О драматургии и театре Михаила Булгакова // Булгаков — драматург и художественная культура его времени. М., 1980. С. 38—50.

171. Смелянский А. «Записки покойника» («Театральный роман»): Комментарий // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. М., 1992. С. 670—681.

172. Смелянский А. Булгаков, МХАТ и «Театральный роман» // Театр. 1985. № 8. С. 88—89.

173. Якимец И.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» Михаила Булгакова). Дисс. ... канд. филол. наук. Ниж. Новгород, 1999.

174. Якимец Н.В. Авторская модальность как фактор организации системы субъективно-речевых планов художественного произведения («Театральный роман» Михаила Булгакова) // Текст как объект многоаспектного исследования. СПб., 1998. В. 3. Ч. 1. С. 115—120.

175. Якимец Н.В. Пространственно-временная организация как способ воплощения эстетической доминанты в «Театральном романе» Михаила Булгакова // Текст: Узоры ковра: Научно-методический семинар «TEXTUS». СПб., Ставрополь, 1999. В. 4. Ч. 2. С. 64—68.

3.3. Исследования, посвященные роману «Мастер и Маргарита»

176. Агеносов В.В. Богословы об использовании библейских мотивов в литературе XX века // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная литература. Серия 7. Литературоведение. 1994. № 1. С. 104—113.

177. Балонов Ф. Quod scripsi, scripsi: vivos voco, mortuos plango // НЛО. 1997. № 24. С. 59—72.

178. Барков А.Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение. Киев, 1994.

179. Барковская Н.В. Мотив грозы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1992. С. 127—131.

180. Белобровцева И., Кульюс С. «Бывают странные сближенья...»: «Мастер и Маргарита» — постмодернистский роман? // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. Tartu, 1996. С. 375—381.

181. Белобровцева И., Кульюс С. Конец текста как отсутствие конца (к проблеме композиции «Мастера и Маргариты») // Studia Russiсa Helsingiensia Tartuensia: Проблемы границы в культуре. Tartu, 1998. № 6. С. 257—266.

182. Белобровцева И., Кульюс С. Роман «Мастер и Маргарита»: Конструктивные принципы организации текста. Дисс. ... докт. филол. наук. Таллинн, 1999.

183. Белобровцева И., Кульюс С. Роман «Мастер и Маргарита»: Диалогическое слово в романе // Булгаковский сборник. В. III. Таллинн, 1998. С. 89—99.

184. Бессонова М.И. Лейтмотив как форма выражения авторской позиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Дисс. ... канд. филол. наук. М., МПГУ, 1996.

185. Бологова М.А. Творческая рефлексия и проблема «неотрадиционализма» в литературе XX века (на материале «Мастера и Маргариты») // Проблемы литературных жанров: Материалы IX международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня основания Томского госуниверситета. Томск, 1999. Ч. 2. С. 165—168.)

186. Бродский М.А. «Мастер и Маргарита» — антибиблия XX века? // Русская словесность. 1997. № 6. С. 30—35.

187. Булатов М.О. Нравственно-философская концепция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Дисс. ... канд. филол. наук. М., МГПУ, 2000.

188. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст-78. М., 1978. С. 156—248.

189. Круговой Г. Гностический роман Булгакова // Новый журнал. 1979. № 4. С. 38.

190. Лакшин В.Я. О прозе Булгакова и о нем самом // Лакшин В.Я. Вторая встреча. М., 1984. С. 409—416.

191. Вайскопф М., Толстая Е. Москва под ударом, или Сатана на Тверской («Мастер и Маргарита» и предыстория мифологического «московского» текста) // Литературное обозрение. 1994. № 3—4. С. 87—90.

192. Вахитова Т.М. Проблема власти в «Мастере и Маргарите» // Творчество Булгакова. СПб., 1994. С. 74—90.

193. Виноградов И. Завещание Мастера // Виноградов И. По живому следу (духовные искания русской классики. М., 1987. С. 335—381.

194. Вулис А. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1971.

195. Гаспаров М.Л. Из наблюдений над мотивной структурой «Мастера и Маргариты» // Даугава. 1988. № 10, 11, 12. 1989. № 1.

196. Горелик Г. Воланд и пятимерная теория поля // Природа. 1978. № 1.

197. Два «возвращенных» романа («Мастер и Маргарита» и «Чевенгур») // Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов. М., 1994. С. 129—135.

198. Жемчужный И.С. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: текст и подтекст // Культура и текст: Литературоведение. СПб., Барнаул, 1998. Ч. 1. С. 177—186.

199. Заборовский А.П. Основные формы бытования пушкинской традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита // Теория и практика преподавания российской словесности. В. 7. М., 1995. С. 55—65.

200. Земская Ю.Н. Динамика взаимодействия категории времени и пространства в дискурсе персонажа: антропоцентрический аспект. (На материале «Мастера и Маргариты») Дисс. ... канд. филол. наук. Барнаул, 1997.

201. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: заметки о теологии «Мастера и Маргариты» // Наука и религия. 1987. № 8. С. 49—51. № 10. С. 27—30.

202. Золотоносов М. Из жизни карандашей // Литературная газета. 1993. 21.07.

203. Золотоносов М. «Сатана в нестерпимом блеске...»: о некоторых новых контекстах изучения «Мастера и Маргариты» // Литературное обозрение. 1991. № 5.

204. Измайлов В.С. Повтор смысла как черта орнаментальной прозы («Мастер и Маргарита») // Структура, семантика и функционирование в тексте языковых единиц. М., 1995. С. 155—164.

205. Измайлов В.С. Семантика выражений со словом «черт» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Семантические и грамматические аспекты предикации в современном русском языке. М., 1998. С. 95—101.

206. Измайлов В.С. Художественное время в орнаментальной прозе («Мастер и Маргарита») // Русский язык: история и современность. М., 1995. С. 166—177.

207. Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 44—55.

208. Казаркин А.П. Типы авторства в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Булгакова. Томск, 1991. С. 11—27.

209. Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения (Вокруг «Мастера и Маргариты»). Кемерово, 1988.

210. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в «Мастере и Маргарите» // Филологические науки. 1991. № 6. С. 3—11.

211. Киселева Л.Ф. Прочтение содержания сквозь призму формы («Мастер и Маргарита») // Методология анализа литературного произведения. М., 1978. С. 227—248.

212. Кораблев А.А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 35—57.

213. Кораблев А.А. Ученичество как принцип читательского восприятия (на материале «Мастера и Маргариты»). Киев, 1989. Дисс. ... канд. филол. наук.

214. Кривонос В.Ш: Мотив «заколдованного места» в «Мастере и Маргарите» (к проблеме авторской позиции Михаила Булгакова) // Проблемы автора в художественной литературе. Ижевск, 1993. С. 151—163.

215. Крючков В.П. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога // Русская литература. 1995. № 3. С. 225—229.

216. Кушлина О., Смирнов Ю. Магия слова: заметки на полях «Мастера и Маргариты» // Памир. 1986. № 5. С. 152—167; № 6. С. 109—123.

217. Ладыгин М.Б. «Мастер и Маргарита» и традиция романтического рома-на // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе. Красноярск, 1981. С. 109—129.

218. Лекманов О. О чем написан роман «Мастер и Маргарита» // НЛО. 1998. № 24. С. 75—91.

219. Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. С. 748—754.

220. Ляхова Е.И. Драматизм личного слова в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Лит. процесс и лит. произведение в аспекте исторической поэтики. Кемерово, 1988. С. 169—176.

221. Макарова Г., Абрашкин А. Откуда взялась банда Воланда? // Молодая гвардия. 1994. № 7. С. 225—234.

222. Максудов С. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» как театральное представление // Театральная жизнь. 1991. №№ 19, 21.

223. Менглинова Л. Гротеск в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. С. 49—78.

224. Менглинова Л.Б. Романтическая традиция в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Проблемы литературных жанров: Материалы IV межвуз. науч. конференции 7—9 декабря 1988 г. Томск, 1990. С. 142—144.

225. Микулашек М. Философская и мифологическая энигма «Мастера и Маргариты» // Русская литература XX века: направления и течения. В. 1. Екатеринбург, 1992. С. 116—127.

226. Мошинская Р. Роман ужаса, Или за что наказан Варенуха // Книжное обозрение. 1999. № 28. С. 23.

227. Нива Ж. Два зеркальных романа 30-х годов: «Мастер и Маргарита» и «Дар» // La Letteratura Russa del Novesecento / Problem de poetica / Napoli, 1990.

228. Ребель Г.М. Кто ведет повествование в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»? (Субъектный уровень текста) // Кормановские чтения. Ижевск, 1995. В. 2. С. 230—243.

229. Ребель Г.М. Преображение Ивана Бездомного как главное художественное событие романа «Мастер и Маргарита» // Русская литература XX века: направления и течения. В. 4. Екатеринбург, 1998. С. 111—127.

230. Ривкинд А.В. К вопросу о художественном авторстве ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» // Проблема эволюции русской литературы XX века. М., 1995. В. 2. С. 175—177.

231. Романенко А.П. Образ документа в романе «Мастер и Маргарита» // Вопросы стилистики. Саратов, 1996. В. 26. С. 80—93.

232. Романенко А.П. Роль канцелярской стилистики в построении романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Теория текста: лингвистические и стилистические аспекты. Тезисы. Екатеринбург, 1992. С. 52.

233. Романенко А.П. Образ документа в романе «Мастер и Маргарита» // Вопросы стилистики. Саратов, 1996. В. 26. С. 80—93.

234. Сазонова Л.И., Робинсон М.А. Миф о дьяволе в романе Михаила Александровича Булгакова «Мастер и Маргарита» // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1997. В. L. С. 769—784.

235. Сеничкина Е.П. Актуализатор высказывания «почему-то» и его роль в художественном тексте (на материале «Мастера и Маргариты») // Художественная речь: общее и индивидуальное. Межвузовский сб. науч. тр. Куйбышев, 1988. С. 78—97.

236. Солоухина О. Образ художника и время. Традиции русской литературы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. 1987. № 3. С. 173—181.

237. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман: философские аспекты. М., 1979. С. 194—224.

238. Химич В.В. «Магическая» пространственная вертикаль в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // XX век. Литература. Стиль. Екатеринбург, 1998: С. 15—23.

239. Хрущева. Е.Н. К изучению в школе романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: динамическая речевая организация // Проблемы литературного образования: Материалы IX всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука-вуз — школа». В 2 частях. Ч. 1. Екатеринбург, 2002. С. 118—124.

240. Хрущева Е.Н. К изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе: трансформация приемов авантюрного и готического романов // Проблемы филологического образования: Материалы VII зональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука — вуз — школа». Екатеринбург, 2001. С. 146—150.

241. Хрущева Е.Н. Роль дискурса «евангельских глав» в повествовательной организации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «ядро» и «идеал» повествования // Русская литература XX—XXI вв.: направления и течения. В. 6. Екатеринбург, 2002. С. 100—113.

242. Чедрова М. Христианские аспекты «Мастера и Маргариты» // Новый журнал. Нью-Йорк. 1985. № 160. С. 175—183.

243. Чернов В.И. Голоса персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филология. Владимир, 1998. С. 198—204.

244. Шиндель А. Пятое измерение // Знамя. 1991. № 5. С. 193—208.

245. Щербаков А.Е. Цитатный потенциал ершалаимских глав романа Михаила Александровича Булгакова Мастер и Маргарита // Вопросы новой и новейшей русской литературы. Кафедральные записки кафедры истории русской литературы МГУ. М., 2000. С. 115—123.

246. Эрастова А.В. Традиции философского романа Достоевского в прозе Михаила Булгакова («Братья Карамазовы» и «Мастер и Маргарита»). Дисс. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 1995.

247. Яблоков Е.А. «Я — часть той силы» (этическая проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская литература. 1988. № 2. С. 3—31.

248. Baker H.D. Socratic, Hermetic, and internally convincing dialogue: Types of interlocution in Bulgakov's The Master and Margarita // Russian Review. Vol. 57. N. 1. January 1998. P. 53—71.

249. Bethea D.M. History as Hippodrome: The Apocalyptic Horse and Rider in The Master and Margarita // Russian Review. Vol. 41. N. 2. April 1982. P. 373—399.

250. Bolen V. Theme and Coherence in Bulgakov's The Master and Margarita // Slavic and East European Journal. Vol. 16. N. 4 (1972). P. 427—437.

251. Haber E.C. The Mythic Structure of Bulgakov's The Master and Margarita // Russian Review. Quarterly Devoted to Russia Past and Present. Vol. 34. N. 4. October 1975. P. 382—409.

252. Hart P.R. Master and Margarita as Creative Process // A Critical Quarterly Published by the Purdue University. Department of English. Vol. 19. N. 2. Summer 1973. P. 169—178.

253. Kejna-Sharrat B. Narrative Techniques in The Master and Margarita // Canadian Slavonic Papers. Vol. XVI. No. 1. Spring 1774. P. 1—13.

254. Krasnov V. Bulgakov's Master i Margarita as a Menippean Polyphonic Novel // Russian Language Journal. Vol. XLI. Nos. 138—139. Winter-Spring 1987. P. 95—114.

255. Pearce C.Е. A Closer look at Narrative Structure in Bulgakov's The Master and Margarita // Canadian Slavonic Papers. Vol. XXII. No. 3. September 1980. P. 358—371.

256. Taranovski-Jonson V. The Thematic Function of the Narrator in the Master and Margarita // Canadian-American Slavic Studies. 15. Nos. 2—3. Summer-Fall 1981. P. 271—286.