Вернуться к Е.Н. Хрущева. Поэтика повествования в романах М.А. Булгакова

Введение

Книги Булгакова, со времени публикации их в 1960-е годы и по наши дни, вызывают огромный интерес у читателей и литературоведов. Популярность Булгакова, любовь к нему читателей любого круга, постоянное цитирование его текстов — в общем, универсальность его творчества — во многом определяется тем, как написаны его произведения. Поэтому цель предстоящей работы — выяснить, как построено повествование, наполняющее романы Булгакова столь универсальным смыслом, понять специфику романного слова и эволюцию его в творчестве Булгакова.

Не только для читателей, главное, для самого Булгакова как автора повествовательный уровень прозы был невероятно важен. Булгаков постоянно создавал образ повествования, «рефлексирующего» о самом себе, своей структуре, демонстрирующего процесс своего создания. Недаром обо многих произведениях писателя (фельетонах и рассказах, «Записках на манжетах», неоконченной повести «Письма тайному другу», «Жизни господина де Мольера», особенно, разумеется, о «Театральном романе» и «Мастере и Маргарите») существует мнение, что в той или иной мере они написаны о процессе собственного написания или — шире — о возможностях бытования художественного слова вообще. «Спектр повествовательных форм в прозе Михаила Булгакова столь широк, что на материале его творчества можно было бы проанализировать значительную часть известных прозе нарративных типов»1. Творчество Булгакова — своего рода «демонстрационное поле» поэтики повествования XX века (или — экспериментальная модель, поскольку уже в первой трети века Булгаков опробовал многие повествовательные возможности, актуальные для более поздней прозы).

И, судя по особенному пристрастию самого автора и его читателей к повествовательной стороне, изучение романного повествования сулит большой эвристический эффект — для понимания законов неповторимого булгаковского стиля (и, может быть, секрета читательской любви?), семантики, оформленной таким стилем, и, возможно, для уточнения представлений о развитии романного повествования (и вообще — романного жанра) в его творчестве — и в XX веке.

Постановка проблемы «поэтики повествования в романах» — кого бы то ни было, но особенно — Булгакова, как романиста XX века, использующего мощный пласт культурных и литературных традиций и в то же время экспериментирующего на этой базе, — требует последовательного подхода, теоретического и исторического.

Проблема романного повествования... На самом деле здесь три проблемы: романа, повествования и собственно романного повествования.

Примечания

1. Галимова Е.Ш. Поэтика повествования русской прозы XX века (1917—1985 гг.) Дисс. ... докт. филол. наук. Архангельск, 2000. С. 182.