Вернуться к А.А. Азатова. Поэтика иррационального в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Введение

XX столетие — время кризиса рациональности, интереса к религиозно-мистическому, магически-оккультному, научной «реабилитации» мифа, изучения бессознательного в психоанализе. Это век, осознающий себя как Новое средневековье1.

Н.А. Бердяев так характеризует дух «Нового средневековья»: «Средние века были эпохой религиозной по преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая делала народы одержимыми священным безумием, что вся культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что в эти века было великое напряжение мысли в схоластике и мистике для решения последних вопросов бытия, равного которому не знает история нового времени»2.

М.А. Булгаков становится выразителем этого столетия и как представитель своего поколения, писатель, воспитанный на основе иррационально-мистических исканий Серебряного века, их наследник, и как автор, оказавшийся созвучным настроениям второй половины XX века, времени знакомства широкого круга читателей с его произведениями и обретения Булгаковым мирового признания — а это уже был момент популярности «магического реализма» в духе Г. Маркеса или Х. Кортасара.

Важны и литературные учителя М.А. Булгакова. Во-первых, он в реалиях XX века воплотил мистический колорит Н.В. Гоголя. Кроме того, для автора «Мастера и Маргариты» важен опыт использования поэтики фантастического гротеска у М.Е. Салтыкова-Щедрина, пусть последний использовал эти средства в переносном смысле как инструмент экспрессивной социальной сатиры.

М.А. Булгаков характеризует своеобразие своей художественной позиции: «я — МИСТИЧЕСКИМ ПИСАТЕЛЬ»3. Именно так, заглавными буквами, выделяет автор свою позицию в письме правительству СССР в 1930 году. Этим Булгаков показывает, насколько важен для него этот самопровозглашённый титул мистического писателя, насколько важно для него то, каким его будут видеть, к какой литературе причислять, несмотря на то, что это, как он признаёт в процитированном письме, ставит его в положение изгоя в советской литературе этого времени.

Определение мистического, наиболее полно отражающее свойственное Булгакову понимание этого вопроса, дано в работе Е.А. Евтушенко: «Мистика — одно из наиболее сложных явлений духовной сферы человечества, связанное с разными областями его жизни: религией, наукой, искусством. Это широкая, многогранная, но часто трудноуловимая и достаточно опасная тема, потому что она способна незаметно увлечь исследователя на путь спекуляций и околонаучных измышлений. Сложность заключается в том, что мистицизм одновременно является и психологическим, и мировоззренческим, и поэтическим явлением»4.

Выражение этой специфической «мистической» эстетики мы видим и в повести «Дьяволиада», и в романе «Мастер и Маргарита», и во многих других произведениях писателя. В «Собачьем сердце» фантастическое допущение строится на основе рационально-научного в духе Е. Уэллса, но и тут в итоге торжествует иррационально-животное, дегуманизированно-массовое. В этой повести, как и в «Роковых яйцах», рациональные поиски учёного порождают иррациональные плоды в духе общего антиутопического отношения времени к просветительской вере в разум и науку.

Как об этом пишет Н.А. Бердяев: «Новым средневековьем я называло ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа. Пусть просветителям новой истории это представляется мракобесием. Меня это мало беспокоит. Я думаю, что сами эти просветители-люди в высшей степени «отсталые», что образ мыслей их совершенно «реакционный» и целиком принадлежит отживающей эпохе»5.

Н.А. Бердяев интересен и как один из теоретиков «мистического реализма» — именно так он определяет творческий метод Ф.М. Достоевского6, имея в виду, конечно, не только классика XIX века, но и его продолжателей в XX столетии.

Поэтика иррационального в литературе XX века — это один из важнейших объектов для изучения. Изучение иррационального в романе «Мастер и Маргарита» не только углубит понимание мистического в творческой программе Булгакова, но и позволит яснее увидеть природу литературных исканий XX века вообще, а также место М.А. Булгакова в этих процессах, а возможно, и влияние на них русского мастера.

Иррациональное как предмет художественного изучения тесно сплетено с такими проблемными комплексами как проблема безумия, тайна творчества, природа женского начала, поэтика фантастического гротеска и феноменология мифа. Как можно видеть, всё это ключевые проблемы романа «Мастер и Маргарита», равно как и литературных исканий всей мировой литературы XX века.

Научная новизна связана с комплексным подходом к феномену иррационального, рассмотрения его в контекстной связи с художественной спецификой фантастического, мистического, инфернального, безумного, гротескового, женского, ночного в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Актуальность определяется интересом современной науки к творчеству М.А. Булгакова, вопросам синтеза реализма и модернизма, проблемам содержательности художественной формы.

История вопроса.

Для нашего исследования определяющее значение имеет фундаментальная работам. О. Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова», представляющая собой подробнейшее описание жизни и творчества писателя, в том числе отмечающая интерес М.А. Булгакова к эстетике иррационального: «Ю.Н. Потехин говорил о месте Булгакова в литературном процессе, об объяснительной силе повести: «Фантастика Михаила Афанасьевича органически сливается с острым бытовым гротеском. Эта фантастика действует с чрезвычайной силой и убедительностью. Присутствие Шарикова в быту многие ощутят»»7.

Исследования после советского периода еще больше расширили понимание булгаковского текста, в частности в вопросе поэтики иррационального. Исследователь Б.В. Соколов — автор нескольких значимых трудов по творчеству М.А. Булгакова («Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории»8, «Булгаковская энциклопедия»9, «Три жизни Михаила Булгакова»10). Подробно рассматривая биографию и творчество писателя, автор уделяет большое внимание отношениям М.А. Булгакова и советской власти, а мистический контекст при этом остается в стороне.

Важное значение имеет монография Е.А. Яблокова «Мотивы прозы Михаила Булгакова», в которой анализируется творчество Михаила Афанасьевича с целью установления интертекстуальных связей, а также рассматривается и мистическая составляющая творчества посредством анализа христианских и фольклорных аллюзий11.

Большой вклад в понимание библейского интертекста в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» внесла работа И.С. Урюпина «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса»: «Предметом диссертационного исследования является поэтико-философский и религиозно-онтологический контекст романа «Мастер и Маргарита»12.

Связь романа «Мастер и Маргарита» с мистическими исканиями русской религиозной философии отражена в работе Ж.Р. Колесниковой «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века»13.

Деконструкцию привычных евангельских образов в романе «Мастер и Маргарита» демонстрирует Л.Б. Менглинова: «Очевидная в романе ирония над образами Бога и Дьявола изменила поэтику страха в булгаковском гротеске. Мотив страха, безусловно, присутствует в утопии Булгакова, но источником его являются не фантастические силы, а люди, их мысли и поступки»14. Опираясь на это исследование, в данной работе сделан вывод об этапах трансформации фантастических образов в литературе и о том, какой вид они принимают в романе М.А. Булгакова.

При рассмотрении романа «Мастер и Маргарита» с точки зрения такого текста, в котором существует несколько текстов (или несколько пространств, проникающих друг в дуга), наше исследование во многом опирается на работу Н.В. Голубович, в которой проблема реальности рассматривается в контексте прозы Булгакова: «Писатель предельно искажает реальные форма, старается обнаружить вымысел, подчеркивая в нем то, что явно не согласуется с действительностью»15.

В XXI веке авторов научных работ стала больше интересовать тема иррационального в творчестве М.А. Булгакова. Стоит отметить работу Н.Я. Зарецкой «М. Булгаков: между мистикой и реальностью (по мотивам романа «Мастер и Маргарита»)», в которой автор подмечает способность писателя с помощью мистики обличать действительность: «Мистика романа раскрывается через мир Воланда и его свиты. Но не только через этот мир. Парадоксально, что в черных, мистических красках Булгаков, по его словам, изображает бесчисленные уродства московской жизни 30-х годов»16. Также определенный интерес в контексте рассматриваемой темы имеет работа У.А. Комиссаровой «Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)», 2019. В работе рассматривается проблематика героя-трикстера, в связи с этим анализируется манера Булгакова выпускать иррациональных героев в рациональный мир: «<...> само течение модернизма воссоздает мир как некое царство абсурда, хаоса и нестабильности, которое, в большинстве случаев, ждет катастрофа. Именно по этой причине герой-трикстер так идеально вписывается в модернистскую поэтику. Ярким примером развития феномена трикстера в модернистской романной традиции является произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь автор свободно помещает фантастических героев трикстерного типа в современную ему московскую действительность»17. Кораблев А.А. в работе «Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» крещение миропомазание — покаяние — метасобытийный сюжет романа» также затрагивает иррациональную сторону поэтики романа18.

Об использовании писателем поэтики иррационального в своем романе, а также об акцентах, расставляемых автором при описании действия «дьявольских сил», пишет, например, В.Б. Петров: «Булгаков, подобно Гоголю и Достоевскому, использует представителей инфернального мира для решения не только нравственно-философских проблем, но и вполне земных». В той же статье автор говорит о том, что Булгаков «следует смеховой культуре гоголевской традиции» изображая нечистую силу»19.

Важное значение также имеют следующие работы, посвящённые общей характеристике мира М.А. Булгакова, без специальной привязки к иррациональному: Немцев В.И. «Поэтика М.А. Булгакова как эстетическое явление»20, Гапоненков А.А. Проблема жанрового синтеза в романах «Бесы» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»21. Солоухина О. Образ художника и время. Традиции русской классической литературы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита22, Иваньшина Е.А. «Автор-текст-читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов («Адам и Ева», «Мастер и Маргарита»)»23.

Все эти работы стали фундаментом для современного изучения М.А. Булгакова, но их авторы не ставили себе задачу выстроить целостную картину эстетики иррационального в комплексной связи с проблемой фантастического, мистического, гротескового, женского, безумного.

Этот пробел вызывает необходимость нашего исследования.

Цель исследования — изучение и установление значимости поэтики иррационального в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», анализ эстетики М.А. Булгакова как «мистического» писателя.

Предполагается решение следующих задач:

1) Определить понятие мистического в литературе;

2) выявить мистическую сторону романа «Мастер и Маргарита»;

3) определить понятие безумия в литературе, установить его связь с мистическим;

4) обозначить место иррационально-фантастического в романе «Мастер и Маргарита», определить методы выражения мистического;

5) выявить мотив безумия в романе «Мастер и Маргарита», определить авторов, оказавших наибольшее влияние на формирование мотива безумия в поэтике М.А. Булгакова;

6) установить значимость женского образа, как носителя иррационального в романе «Мастер и Маргарита»;

7) проанализировать использование мистики в творчестве М.А. Булгакова, в частности использование иррационального в сатирическом плане.

Объект исследования — роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», повести автора, его публицистические высказывания, статьи, письма.

Предмет исследования — поэтика иррационального в творчестве М.А. Булгакова, ее развитие и средства ее выражения в романе «Мастер и Маргарита».

Метод исследования — сравнительный, герменевтический, структурный, биографический. В данной работе использовалась методологические труды по теории и истории литературы М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского В.М. Жирмунского, В.Н. Топорова, С.Н. Ковтун, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, М.О. Чудаковой, Б.М. Гаспарова, В. Руднева, М. Хайдеггера, А. Королева, И.А. Есаулова, В.Е. Хализева, И.В. Скляровой, Е.М. Неёлова, Т.А. Чернышевой, Е.Е. Чернышевой, Ц. Тодорова, А. Осипова, Н.А. Пермяковой.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования наблюдений и выводов в дальнейших научных исследованиях русской и зарубежной литературы XX века.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении указываются объект и предмет исследования, обозначается проблема. Далее предлагается история изучения поэтики иррационального в литературе, а конкретно в творчестве М.А. Булгакова и его романе «Мастер и Маргарита». На основе этого формируется цель исследования, в ходе достижения которой решается ряд сопутствующих задач, позволяющих расширить систему знаний в вопросе использования иррационально-фантастических моделей в литературе начала XX века. Также обозначается значимость материалов настоящего исследования для современной науки.

В первой главе обозначается проблематика иррационального в русской литературе XX века. Эта общая задача выполняется путем аналитического разбора составных частей, из которых состоит проблема в целом. Среди этих составных частей выделяется определение понятий фантастика и мистика в современном литературоведении. Рассматриваются несколько подходов к определению фантастического и мистического в литературе, их использование непосредственно в русской литературе. На примере наиболее значимых мистических и фантастических произведений мировой литературы выстраивается ряд факторов, которые способствуют формированию представления об истории применения поэтики иррационального, о роли, которую играет мистическая составляющая в литературном произведении и о преемственности фантастических мотивов и образов. Далее формируется представление о романе «Мастер и Маргарита» в контексте взаимодействия мистического, фантастического и иррационального. Роман М.А. Булгакова представляется с точки зрения «романа о дьяволе», что позволяет на первый план выделить иррациональную сторону текста. Это позволяет провести сопоставительный анализ с предшествующими произведениями мировой литературы, в которых также немалую роль играли мистические мотивы и образы.

Во второй главе рассматривается использование поэтики иррационального непосредственно в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Понятие иррационального в литературе тесно связано с понятием безумия, поэтому следующим этапом идет определение понятия «безумия» в литературоведении. В разделе анализируются наиболее значимые проявления мотива безумия в мировой литературе, что позволяет выделить роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как произведение, наиболее полно использующее мотив безумия в литературе начала XX века, которая отражала в себе ряд колоссальных потрясений в обществе, зачастую разрушающих целостность человеческой личности. Такая тенденция замечена и в литературе, поэтому немаловажно проследить, как один из самых значимых писателей XX века в своем творчестве отражает окружающую его действительность. Это позволит расширить представление о литературном языке XX века, о значимости мистического, иррационального, и о важности использования модели безумия. Также рассматриваются женские образы И.В. Гёте и М.А. Булгакова, преемственность образа вечной женственности, женщина, как персонаж, способный провести в мир мистического.

В третьей главе рассматривается демонстрация и разоблачение черной магии в театре Варьете как своеобразная метафора мистико-сатирического метода самого писателя. Подробно рассматриваются аспекты хронотопа романа «Мастер и Маргарита» как важный элемент эстетики иррационального А в частности, перечисляются и анализируются важные в этом отношении аллюзии и реминисценции из трагедии «Фауст» И.В. Гёте в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенно значимым в этом контексте является образ вальпургиевой ночи, как точки концентрации всего мистического, иррационального и безумного. Анализируется значимость литературного влияния русских писателей XIX века на творчество М.А. Булгакова в контексте использования мистических и иррациональных мотивов и образов для создания иронического в произведении. Приводится пример разделения писателем структуры своего произведения на несколько взаимозависимых «пространств», одним из которых является пространство мистического. В рамках рассмотрения авторского языка М.А. Булгакова невозможно не упомянуть о влиянии на его творчество Н.В. Гоголя и его произведений, богатых мистическим колоритом. В главе не только выявляется степень литературного влияния писателя XIX века, но и показывается трансформация понимания мистического в литературе.

В заключении делается вывод о значимости поэтики иррационального в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в его творчестве вообще и в литературном процессе XX века. Подводится итог проведенной работе, формируется материал для дальнейших литературоведческих исследований.

Примечания

1. См.: Казаков А.А. Антиномии мировой литературы XX века. Омск: Изд-во ОмГА, 2019. — С. 5—13.

2. Бердяев Н.А. «Новое средневековье» [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/novoe_srednevekove_1/

3. Булгаков М.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. Письма. — М.: ГОЛОС, 2000. С. — 256.

4. Евтушенко Э.А. Мистический сюжет в творчестве Ф.М. Достоевского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. — М.: 2002 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/misticheskii-syuzhet-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo

5. Бердяев Н.А. «Новое средневековье» [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/novoe_srednevekove_1/

6. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Париж.: YMKA-PRESS, 1968. 238 с.

7. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988. — С. 193.

8. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории / Б.В. Соколов. — М.: Наука, 1991. — 176 с.

9. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия / Б.В. Соколов. — М.: Локид-Миф, 1996. — 592 с.

10. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова М.: Эллис лак, 1997. — 432 С.

11. Яблоков Е.А. Мотив прозы Михаила Булгакова. — М.: РГУ, 1997. — 199 с.

12. Урюпин И.С. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. — Елец. 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/roman-ma-bulgakova-master-i-margarita-motivy-golovy-i-serdtsa-v-kontekste-traditsii-russkogo

13. Колесникова Ж.Р. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. — Томск. 2001 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/roman-m-bulgakova-master-i-margarita-i-russkaya-religioznaya-filosofiya-nachala-xx-veka

14. Менглинова Л.Б. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова: Сб. статей. — Томск, 1991. — С. 49—78.

15. Голубович Н.В. Художественные модели реальности в прозе М. Булгакова 1920-х гг. и принципы их создания // Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2013. — № 4. — С. 47—55.

16. Зарецкая Н.Я. М. Булгаков: между мистикой и реальностью (по мотивам романа «Мастер и Маргарита») // Вестник Казанского технологического университета. — 2012. — Т. 15. — № 1. — С. 238—244.

17. Комиссарова У.А. Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин): автореф. диссертации / У.А. Комиссарова. — Москва. 2018. — 22 с.

18. Кораблев А.А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» крещение миропомазание — покаяние — метасобытийный сюжет романа // Вопросы литературы. — 1991. — № 5. — С. 35—54.

19. Петров В.Б. Князь тьмы в системе ценностей Михаила Булгакова // Вестник приднестровского университета, серия: гуманитарные науки. — 2018. — № 1 (58). — С. 13—20.

20. Немцев В.И. Поэтика М.А. Булгакова: автореф. дисс. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. д-ра филол. наук. Текст / В.И. Немцев. — Волгоград, 1999. — 72 с.

21. Гапоненков А.А. Проблема жанрового синтеза в романах «Бесы» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Сарат. гос. ун-т. — Саратов, 1995. — 18 с.

22. Солоухина О. Образ художника и время. Традиции русской классической литературы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М., 1987. — № 3. — С. 173—181.

23. Иваньшина Е.А. Автор — текст — читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов («Адам и Ева», «Мастер и Маргарита»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Воронеж, 1998. — 22 с.