1. Основные цвета палеолитической живописи
2. Основные цвета Древнего Китая
3. Классификация цветов в античной Греции
а) Основные цвета по Эмпедоклу
б) Основные цвета по Аристотелю
4. Цветовой круг И. Ньютона
5. Цветовой круг И. Гёте
1. «Характерные» сочетания: пары цветов, расположенные в цветовом круге через один; 2. «Гармонические» сочетания: контрастные пары цветов, в которых один цвет «вызывает», требует рядом другой; 3. «Бесхарактерные» сочетания: соседние в круге. «Они находятся слишком близко друг от друга, чтобы вызывать значительное впечатление» [Гёте, 1957, с. 261]
6. Цветооснова «Записок юного врача» М. Булгакова
7. Цветовой строй «Записок юного врача» М. Булгакова
а) по рассказам
Полотенце с петухом
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
23 |
2 |
красный |
15 |
3 |
тёмный |
7 |
4 |
серый |
4 |
5 |
огненный |
4 |
6 |
бледный |
3 |
7 |
жёлтый |
3 |
8 |
чёрный |
2 |
9 |
голубой |
1 |
10 |
золотой |
1 |
11 |
разноцветный (пёстрый) |
1 |
12 |
блестящий |
1 |
13 |
жестяной |
1 |
14 |
светлый |
1 |
15 |
рыжий |
1 |
16 |
синий |
1 |
17 |
восковой |
1 |
18 |
зелёный |
1 |
общее число цветоупотреблений |
71 |
Крещение поворотом
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
21 |
2 |
красный |
8 |
3 |
коричневый |
4 |
4 |
тёмный |
4 |
5 |
блестящий |
3 |
6 |
чёрный |
1 |
7 |
матовый |
1 |
8 |
жёлтый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
43 |
Стальное горло
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
12 |
2 |
синий |
6 |
3 |
красный |
3 |
4 |
чёрный |
3 |
5 |
тёмный |
3 |
6 |
стальной |
3 |
7 |
жёлтый |
2 |
8 |
блестящий |
2 |
9 |
серебряный |
2 |
10 |
розовый |
2 |
11 |
мутный |
1 |
12 |
лиловый |
1 |
13 |
коричневый |
1 |
14 |
серый |
1 |
15 |
бледный |
1 |
16 |
цвет спелой ржи |
1 |
общее число цветоупотреблений |
44 |
Вьюга
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
34 |
2 |
тёмный |
7 |
3 |
чёрный |
6 |
4 |
жёлтый |
5 |
5 |
зелёный |
3 |
6 |
серый |
2 |
7 |
красный |
2 |
8 |
светлый |
2 |
9 |
мутный |
2 |
10 |
блестящий |
1 |
11 |
бледный |
1 |
12 |
розовый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
66 |
Тьма египетская
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
18 |
2 |
тёмный |
11 |
3 |
красный |
3 |
4 |
чёрный |
3 |
5 |
рыжий |
3 |
6 |
розовый |
2 |
7 |
зелёный |
2 |
8 |
блестящий |
1 |
9 |
светлый |
1 |
10 |
синий |
1 |
11 |
мутный |
1 |
12 |
жёлтый |
1 |
13 |
бледный |
1 |
общее число цветоупотреблений |
48 |
Пропавший глаз
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
19 |
2 |
красный |
11 |
3 |
жёлтый |
9 |
4 |
чёрный |
6 |
5 |
коричневый |
3 |
6 |
бледный |
2 |
7 |
рыжий |
2 |
8 |
розовый |
2 |
9 |
светлый |
1 |
10 |
золотой |
1 |
11 |
зелёный |
1 |
12 |
тёмный |
1 |
13 |
восковой |
1 |
14 |
малиновый |
1 |
15 |
синий |
1 |
16 |
серый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
62 |
Звёздная сыпь
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
21 |
2 |
чёрный |
13 |
3 |
жёлтый |
7 |
4 |
тёмный |
7 |
5 |
красный |
4 |
6 |
серый |
4 |
7 |
мраморный |
3 |
8 |
золотой |
2 |
9 |
светлый |
1 |
10 |
розовый |
1 |
11 |
коричневый |
1 |
12 |
синий |
1 |
13 |
голубой |
1 |
общее число цветоупотреблений |
48 |
б) в цикле
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
148 |
2 |
красный |
46 |
3 |
тёмный |
40 |
4 |
чёрный |
34 |
5 |
жёлтый |
28 |
6 |
серый |
12 |
7 |
синий |
10 |
8 |
коричневый |
9 |
9 |
бледный |
8 |
10 |
блестящий |
8 |
11 |
розовый |
8 |
12 |
зелёный |
7 |
13 |
светлый |
6 |
14 |
рыжий |
6 |
15 |
огненный |
4 |
16 |
золотой |
4 |
17 |
жестяной |
4 |
18 |
мутный |
4 |
19 |
мраморный |
3 |
20 |
восковой |
2 |
21 |
серебро |
2 |
22 |
голубой |
2 |
23 |
разноцветный |
1 |
24 |
лиловый |
1 |
25 |
цвет спелой ржи |
1 |
26 |
малиновый |
1 |
27 |
матовый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
400 | |
C |
5,3 |
8. Цветооснова рассказа М. Булгакова «Морфий»
9. Цветовой строй рассказа М. Булгакова «Морфий»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
32 |
2 |
чёрный |
9 |
3 |
тёмный |
9 |
4 |
красный |
8 |
5 |
зелёный |
8 |
6 |
жёлтый |
7 |
7 |
бледный |
6 |
8 |
серый |
5 |
9 |
синий |
4 |
10 |
блестящий |
3 |
11 |
голубой |
3 |
12 |
разноцветный |
3 |
13 |
рыжий |
2 |
14 |
коричневый |
2 |
15 |
мутный |
2 |
16 |
серебро |
1 |
17 |
цинк |
1 |
18 |
розовый |
1 |
19 |
восковой |
1 |
20 |
фиолетовый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
108 | |
C |
3,7 |
10. Цветооснова рассказа М. Булгакова «Ханской огонь»
11. Цветовой строй рассказа М. Булгакова «Ханский огонь»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
24 |
2 |
чёрный |
11 |
3 |
красный |
9 |
4 |
тёмный |
9 |
5 |
золотой |
8 |
6 |
розовый |
7 |
7 |
серый |
7 |
8 |
мутный |
7 |
9 |
зелёный |
6 |
10 |
бронзовый |
5 |
11 |
блестящий |
4 |
12 |
прозрачный |
3 |
13 |
разноцветный |
3 |
14 |
жёлтый |
3 |
15 |
коричневый |
3 |
16 |
светлый |
2 |
17 |
бледный |
2 |
18 |
малиновый |
1 |
19 |
голубой |
1 |
20 |
серебро |
1 |
21 |
рыжий |
1 |
22 |
фиолетовый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
118 | |
C |
6,9 |
12. Цветооснова памфлета М. Булгакова «Багровый остров»
13. Цветовой строй памфлета М. Булгакова «Багровый остров»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
красный |
22 |
2 |
белый |
15 |
3 |
прозрачный |
10 |
4 |
серый |
7 |
5 |
зелёный |
7 |
6 |
голубой |
3 |
7 |
чёрный |
2 |
8 |
синий |
2 |
9 |
неопределённый |
1 |
10 |
коричневый |
1 |
11 |
слоновая кость |
1 |
12 |
жёлтый |
1 |
13 |
бледный |
1 |
14 |
фиолетовый |
1 |
15 |
нормальный |
1 |
16 |
золотой |
1 |
17 |
блестящий |
1 |
общее число цветоупотреблений |
77 | |
C |
4,8 |
14. Цветооснова рассказа М. Булгакова «Я убил»
15. Цветовой строй рассказа М. Булгакова «Я убил»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
15 |
2 |
красный |
15 |
3 |
чёрный |
14 |
4 |
серый |
4 |
5 |
синий |
3 |
6 |
рыжий |
3 |
7 |
бледный |
2 |
8 |
мутный |
2 |
9 |
Золото |
2 |
10 |
тёмный |
1 |
11 |
жёлтый |
1 |
12 |
коричневый |
1 |
13 |
серебро |
1 |
14 |
блестящий |
1 |
15 |
малиновый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
66 | |
C |
6 |
16. Цветооснова рассказа М. Булгакова «Красная корона»
17. Цветовой строй рассказа М. Булгакова «Красная корона»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
красный |
8 |
2 |
чёрный |
7 |
3 |
белый |
5 |
4 |
рыжий |
3 |
5 |
жёлтый |
2 |
6 |
синий |
2 |
7 |
тёмный бледный |
2 |
8 |
серый |
2 |
9 |
зелёный |
1 |
10 |
мутный |
1 |
11 |
разноцветный |
1 |
12 |
золото |
1 |
общее число цветоупотреблений |
35 | |
C |
5 |
18. Цветооснова повести М. Булгакова «Дьяволиада»
19. Цветовой строй повести М. Булгакова «Дьяволиада»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
39 |
2 |
серый |
19 |
3 |
тёмный |
18 |
4 |
светлый |
16 |
5 |
синий |
15 |
6 |
чёрный |
14 |
7 |
красный |
14 |
8 |
зелёный |
12 |
9 |
прозрачный |
12 |
10 |
бледный |
9 |
11 |
жёлтый |
8 |
12 |
мутный |
5 |
13 |
медный |
5 |
14 |
золотой |
5 |
15 |
блестящий |
4 |
16 |
розовый |
4 |
17 |
коричневый |
3 |
18 |
серебро |
3 |
19 |
фиолетовый |
3 |
20 |
железный |
3 |
21 |
рыжий |
2 |
22 |
матовый |
2 |
23 |
грязный |
1 |
24 |
сизый |
1 |
25 |
кремовый |
1 |
26 |
голубой |
1 |
27 |
малиновый |
1 |
28 |
бежевый |
1 |
29 |
бронзовый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
222 | |
C |
5,6 |
20. Цветооснова повести М. Булгакова «Собачье сердце»
21. Цветовой строй повести М. Булгакова «Собачье сердце»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
91 |
2 |
красный |
65 |
3 |
чёрный |
56 |
4 |
прозрачный |
32 |
5 |
блестящий |
21 |
6 |
жёлтый |
18 |
7 |
бледный |
15 |
8 |
зелёный |
14 |
9 |
золотой |
13 |
10 |
серый |
12 |
11 |
коричневый |
12 |
12 |
розовый |
11 |
13 |
голубой |
10 |
14 |
тёмный |
9 |
15 |
синий |
8 |
16 |
рыжий |
7 |
17 |
серебро |
5 |
18 |
грязный |
3 |
19 |
кремовый |
3 |
20 |
мутный |
3 |
21 |
разноцветный |
3 |
22 |
светлый |
3 |
23 |
вишнёвый |
2 |
24 |
персиковый |
2 |
25 |
медный |
1 |
26 |
лиловый |
1 |
27 |
янтарный |
1 |
общее число цветоупотреблений |
421 | |
C |
4,6 |
22. Цветооснова романа М. Булгакова «Белая гвардия»
23. Фрагмент схемы цветового строя романа М. Булгакова «Белая гвардия» — схема политических сил романа
25. Цветовой строй романа М. Булгакова «Белая гвардия»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
210 |
2 |
чёрный |
202 |
3 |
красный |
176 |
4 |
серый |
121 |
5 |
тёмный |
86 |
6 |
золотой |
73 |
7 |
жёлтый |
58 |
8 |
синий |
56 |
9 |
зелёный |
47 |
10 |
голубой |
39 |
11 |
бледный |
39 |
12 |
розовый |
30 |
13 |
рыжий |
30 |
14 |
светлый |
25 |
15 |
разноцветный |
24 |
16 |
коричневый |
23 |
17 |
серебро |
21 |
18 |
огненный |
21 |
19 |
мутный |
8 |
20 |
восковой |
6 |
21 |
кремовый |
6 |
22 |
лиловый |
5 |
23 |
малиновый |
5 |
24 |
бронзовый |
5 |
25 |
фиолетовый |
4 |
26 |
матовый |
3 |
27 |
ясный |
3 |
28 |
сизый |
2 |
29 |
пергамент |
2 |
30 |
электрик |
1 |
31 |
платина |
1 |
32 |
шафран |
1 |
общее число цветоупотреблений |
1333 | |
C |
5,3 |
26. Цветооснова романа М. Булгакова «Записки покойника (Театральный роман)»
27. Цветовой строй романа М. Булгакова «Записки покойника (Театральный роман)»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
белый |
85 |
2 |
серый |
39 |
3 |
чёрный |
38 |
4 |
красный |
32 |
5 |
жёлтый |
26 |
6 |
коричневый |
24 |
7 |
золотой |
23 |
8 |
зелёный |
20 |
9 |
бледный |
13 |
10 |
синий |
7 |
11 |
тёмный |
6 |
12 |
серебро |
6 |
13 |
разноцветный |
6 |
14 |
мутный |
6 |
15 |
розовый |
3 |
16 |
фиолетовый |
3 |
17 |
матовый |
3 |
18 |
рыжий |
3 |
19 |
голубой |
2 |
20 |
русый |
2 |
21 |
светлый |
2 |
22 |
сизый |
1 |
23 |
медный |
1 |
24 |
стальной |
1 |
25 |
аметистовый |
1 |
общее число цветоупотреблений |
352 | |
C |
2,4 |
28. Цветооснова романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
29. Цветовой строй романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
№ |
цвет |
количество цветоупотреблений |
1 |
чёрный |
209 |
2 |
белый |
178 |
3 |
красный |
120 |
4 |
тёмный |
114 |
5 |
золотой |
78 |
6 |
серый |
68 |
7 |
жёлтый |
67 |
8 |
зелёный |
55 |
9 |
рыжий |
47 |
10 |
коричневый |
50 |
11 |
бледный |
37 |
12 |
фиолетовый |
24 |
13 |
прозрачный |
20 |
14 |
синий |
19 |
15 |
голубой |
16 |
16 |
розовый |
16 |
17 |
огненный |
15 |
18 |
серебро |
14 |
19 |
мутный |
13 |
20 |
разноцветный |
12 |
21 |
грязный |
12 |
22 |
стальной |
11 |
23 |
светлый |
11 |
24 |
бриллиантовый |
11 |
25 |
хрустальный |
8 |
26 |
чугунный |
5 |
27 |
матовый |
3 |
28 |
блестящий |
3 |
29 |
бронзовый |
3 |
30 |
малиновый |
2 |
31 |
кремовый |
2 |
32 |
ясный |
2 |
медный |
2 | |
платина |
2 | |
цинковый |
1 | |
неопределённый |
1 | |
перламутр |
1 | |
сизый |
1 | |
общее число цветоупотреблений |
1245 | |
C |
3,2 |
30. Цветность произведений М.А. Булгакова
№ |
время создания |
название произведения |
цветовое число С |
1 |
1930 |
Ханский огонь |
6,9 |
2 |
1926 |
Я убил |
6 |
3 |
1923 |
Дьяволиада |
5,6 |
4 |
1921—27 |
Записки юного врача |
5,3 |
5 |
1923—24 |
Белая гвардия |
5,3 |
6 |
1922 |
Красная корона |
5 |
7 |
1928 |
Багровый остров |
4,8 |
8 |
1925 |
Собачье сердце |
4,6 |
9 |
1927 |
Морфий |
3,7 |
10 |
1929—40 |
Мастер и Маргарита |
3,2 |
11 |
1936—37 |
Записки покойника (Театральный роман) |
2,4 |
31. Система гармонических цветовых сочетаний в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
32. Колористическое объединение цветов изображаемых предметов цветом источника света
33. Анализ Булгаковских цветообозначений относительно системы цветосимволик психологического воздействия цвета на сознание человека
виды ассоциаций эмоциональные |
Категории ассоциаций |
Цвет |
Субъективные ассоциации с Булгаковским цветом |
физические виды ассоциаций |
позитивные |
Однозначных практически нет | |||
Негативные Грустные Трагические Беспокойные |
Чёрный Красный Жёлтый |
Давящий, глухой, тёплый шёлковый, Давящий, выступающий, острый, Жидкий, прохладный, липкий, блестящий | ||
Нейтральные |
Белый |
Тяжёлый, устойчивый, тонкий, слегка шероховатый | ||
Спокойные |
Синий, голубой |
Глубокий, прозрачный, но тяжёлый, пугающий глубиной |
34. Булгаковские цветовые символы человеческих характеров по теории Ломаццо
35. Значение Булгаковских цветов-спутников по системе цветосимволик И. Цана
Цвет Цана |
Герой Булгакова |
Цвет Цана |
Герой Булгакова |
Цвет Цана |
Герой Булгакова |
Цвет Цана |
Герой Булгакова |
Цвет Цана |
Герой Булгакова |
белый |
Иешуа |
жёлтый |
Маргарита |
красный |
Воланд |
Синий |
Коровьев |
чёрный |
Мастер |
свет |
Божественный свет |
очень Лёгкая тень |
умеренная тень |
выполняет функции и чёрта и Бога, поэтому тень не абсолютная |
густая тень |
тень — его истинная суть как демона-рыцаря |
темнота |
ОН ни разу не появлялся при ярком свете | |
радость |
исцеление, истина |
омрачённая радость |
любовь не идеалистической судьбы |
чувствительность смешанная с горечью |
чуток к судьбам живых и мертвых. Горечь от несправедливости, суеты |
строгость |
тайна его каламбура |
горечь |
разочарование в жизни |
огонь |
Очистительный огонь слова Божия |
эфир |
Маргарита умела летать — она легче воздуха |
воздух |
среднее между небом и землёй |
вода |
время наказания текло бесконечно |
земля |
даже в потустороннем мире он не оторвался от земли: его награда — земной покой, но не небесный |
детство |
детская чистота и наивность |
юность |
Маргарита — ведьма: обновлённая, юная |
молодость |
при видимой старости сатана нетленен |
возмужалость |
цель наказания перевоспитание |
старость |
он устал жить, как старик и «умер» ещё при жизни |
ум, разум |
знание языков, истинность цели |
внимание |
Маргарита принимает заботу о жизни Мастера, его романе, их любви |
безумие |
сатана помогает хорошим людям! Берлиоз и Иван считают его сумасшедшим |
праздничность |
рыцарь был клоуном при Воланде |
||
Бог |
богоподобность, смерть на кресте |
ангел |
Маргарита амбивалентна: совмещает внешнее сходство и временную суть ведьмы и чистоту помыслов и страдания Ангела |
человек |
самый мифический образ наиболее приземлён, очеловечен: он может испытывать человеческие чувства — любовь к ведьме, телесная боль, сострадание, власть, обладает чувством юмора, показан в параде (бал) и в быту (спальная) |
зверь |
его обязанность в Московском мире — убивать |
растение |
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |