Не подлежит сомнению, что М.А. Булгаков сейчас едва ли не самый популярный русский писатель XX в. как среди читателей, так и среди исследователей, в число которых входят не только литературоведы, но и философы, психологи, математики. За 30 лет изучения булгаковского наследия написан не один десяток тысяч работ. Нам известно около 80 монографий биографического, библиографического, текстологического, художественно-эстетического характера, в основном вокруг романа «Мастер и Маргарита», на русском, английском, немецком, итальянском, польском, французском, сербском языках. Регулярно выходят сборники трудов, посвящённые творчеству писателя, периодическое издание Североамериканского Булгаковского общества «The Newsletter of the Mikhail Bulgakov Society» (Канзас, США). В течение 20 лет в Ленинграде/Санкт-Петербурге проводились Булгаковские Чтения, собиравшие ведущих булгаковедов мира. Там же создано Санкт-Петербургское международное Булгаковское литературно-театральное общество, объединившее булгаковедов Европы, Азии, Америки и Австралии. Однако при всём обилии и динамичности публикаций художественное наследие Булгакова освоено не так глубоко, как оно того заслуживает.
Благодаря огромному фактографическому материалу исследователи точно знают, какие московские особняки послужили «натурой» для жилища Маргариты, называют множество прообразов булгаковских персонажей, культурных источников, но для полного размаха научного изучения его писательского наследия не хватает идей. Тем не менее, за последние 10 лет булгаковедение вышло на уровень обсуждения концептуальных подходов к наследию великого мастера. Авторов этих подходов мы подразделяем на «текстологистов» (J.A.E. Curtis. В. Лосев, Г. Файман), комментирующих варианты и рукописи, «театралов» (А. Смелянский, А. Нинов, R. Giuliani, В. Гудкова), описывающих театральное наследие, «мистицистов», толкующих роман «Мастер и Маргарита» как систему астрологических (А. Кораблев), масонских (М. Золотоносов, И. Белобровцева, С. Кульюс), языческих (A. Drawicz, Ф. Балонов), историко-эстетических (А. Вулис, И. Галинская, М. Петровский, Л. Яновская) шифров, «религиоведов» (D.J. Hunns, К. Мечик-Бланк, М. Јованович), утверждающих, что булгаковский роман апологирует христианский догмат, «поэтиков» (О. Кушлина, Ю. Смирнов, В. Немцев), обращающих внимание на то, как сделаны произведения, «биографистов» (C. Wright, L. Milne, А. Бурмистров, Б. Мягков), описывающих биографию и топологию произведений, «прототипистов», находящих в текстах указания на исторические события и лица (А. Барков, Б. Соколов). С последними близки сторонники антиеврейской проблематики (М. Золотоносов), считающие Булгакова выразителем «субкультуры русского антисемитизма». Наконец, сатанистскую линию в романе, связанную с романом Мастера, обнаружили зарубежные исследователи Н. Боков, П. Ильинский; заметим, что настоящие сатанисты считают Булгакова своим «единоверцем», но не публикуют об этом доказательств. Добротный традиционный идейно-эстетический анализ романа продемонстрировал сразу после его публикации В. Лакшин, выводы которого и сейчас поддерживает большинство исследователей, к которым диссертант относит и себя.
Нельзя не отметить, что вышеперечисленные взгляды, порой отрицая друг друга, благополучно уживаются рядом, что говорит о том, что наследие Булгакова пока остаётся и шире, и глубже заявленных концепций. Это происходит потому, что многие исследователи не учитывают того обстоятельства, что произведение, вызвавшее крайне противоречивые впечатления, представляет собой прежде всего эстетическое явление. А, кроме того, подавляющее большинство булгаковедов, сосредоточивая внимание на последнем романе писателя, не считают нужным обозреть при этом всё его творчество как художественно-эстетическое целое.
Отсутствие в литературоведении концептуального подхода к изучению творчества Булгакова как целостного эстетического феномена обусловило актуальность настоящего исследования.
Объект исследования — творчество Булгакова, те эпические и драматические произведения писателя, поэтика которых отражает художественно-эстетическую природу творчества писателя.
При всём обилии публикаций, и порой довольно основательных, о булгаковском наследии в квалифицированной читательской (в особенности преподавательской), среде встречаются трудности в подходах к анализу романа «Мастер и Маргарита». Как его интерпретировать? Через биографический материал? Посредством приёмов поэтики? Через случайные обращения к фрагментам текста? Учитывая многоаспектность этого романа, обилие литературных, культурологических реминисценций, третий вариант преобладает. Довольно часто преподаватели обращаются и к первому, биографическому, подходу. Менее всего распространён анализ поэтики Булгакова как самый трудный и мало разработанный. И в этом направлении успешно работают преподаватели, применяющие сравнительный анализ современной и библейской тем, исследующие конкретные сюжетные линии романа Булгакова, способы отражения портретных и психологических характеристик героев, организацию повествования. В первую очередь, в помощь квалифицированным читателям мы возводим свою концепцию и показываем генезис творчества писателя в русле приёмов поэтики. В качестве способов анализа булгаковских произведений сейчас используется несколько подходов. Как кажется, преобладают биографический, философский, театральный, мистический, сатирический, символико-семантический, социально-исторический и системно-аналитический. Без учёта этих концепций (или их критики) сложно показать современное восприятие творческого наследия писателя.
Предметом исследования является концептуальный анализ поэтики крупнейших произведений Булгакова как самостоятельного художественного явления, находящегося с литературным процессом 1920—1930-х гг. в слабом соприкосновении, и определение их значимости в литературном процессе: изучение основных художественно-эстетических приемов сюжетно-композиционной организации как моделирующих, а не отражающих; определение устойчивого типа коллизий, лежащих в основе произведений.
Основная цель исследования — определить специфику творческого наследия М.А. Булгакова как художественного единства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить роль различных целостнообразующих элементов в специфике функционирования произведений Булгакова и показать, что романы Булгакова, проявляя циклические признаки, представляют собой художественно-эстетическое единство высокого порядка.
2. Определить формы и закономерности становления авторского сознания как эстетически организующего центра произведения. Раскрыть характер взаимодействия субъектных форм выражения авторского сознания в произведениях одного крупного жанра (роман) Булгакова 1920—1930-х гг.; выявить специфику взаимосвязи «автор-творец — герой — идеальный читатель» в прозе изучаемого периода.
3. Установить закономерности явления романа-мениппеи «Мастер и Маргарита» как особой художественной формы и особой поэтики в контексте всего творчества Булгакова,
4. Определить тип булгаковского героя как героя-идеолога, строящего свою жизнь в соответствии со знаниями о мире, с целью установления нравственных связей с миром и будущими поколениями как восприемниками лучших российских традиций.
5. Исследовать художественные формы проявления эстетического чувства истории, то есть поэтику художественной природы Булгакова, а на основе этого раскрыть особенности и многообразие способов художественного синтезирования как основу модификаций современной романной формы, определить общеэстетические парадигмы романной формы Булгакова как свойства художественного языка культуры XX века.
6. Определить хронологические и эстетические рамки художественного творчества писателя на основании анализа системы мотивов и образов, жанрово-композиционных элементов как существенных явлений структуры художественного текста.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в рамках предложенного подхода, во-первых, выделены три периода: сатирический, драматический, трагический. Произведения, примыкающие к тому или иному периоду, отличаются соответствующими жанровыми и пафосно-эстетическими особенностями. Во-вторых, установлено, что черты личности и мировоззрение писателя в тот отрезок биографического времени, в котором создаётся крупное произведение, можно реконструировать в результате анализа произведения. В-третьих, показано, что взгляд на романы писателя как незаконченные, недописанные произведения неверен. Романы Булгакова отличаются принципиальной незавершённостью. В-четвёртых, уточнено жанровое своеобразие романов. Так, роман «Белая гвардия» косит черты эпопеи, «Театральный роман» не облегчённое ироническое повествование в пародийном стиле, но полновесный роман со своей идеей, а роман-мениппея «Мастер и Маргарита» — это травестийное повествование в жанре трагедии.
Теоретическая ценность работы заключается в разработке методологических основ анализа художественного мира писателя: художник, создав автора-творца как выразителя концепции произведения, уходит на периферию внимания, а на первый план выдвигаются повествователь (протагонист автора-творца) — основной проводник художественной идеи произведения и герой (активная эстетическая фигура сюжета) — носитель идеи произведения1.
Практическая значимость. Материал и выводы исследования (в частности, впервые над «Театральным романом») могут быть использованы как при чтении основных лекционных курсов по истории русской литературы XX в., так и при чтении спецкурсов, ведении спецсеминаров по русской прозе нынешнего столетия, по творчеству Булгакова. Отдельные положения по проблеме автора, по поэтике произведений Булгакова, могут быть учтены при чтении таких методологически важных дисциплин, как «Введение в литературоведение», «Теория литературы».
Методологической базой являются основные идеи современной теории автора художественного произведения (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Б.О. Корман, Ю.М. Лотман, А.П. Чудаков, В.В. Кожинов, М.М. Гиршман), согласно которой не реальный автор, а автор-творец и его протагонист — повествователь выступают выразителями концепции всего произведения, идеи теории искусства (И. Кант, З. Фрейд, Р. Барт и др.), а также творчества Булгакова (М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин, А.З. Вулис, и др.).
Комплексное исследование поэтики осуществляется на основе системно-типологического и историко-функционального подходов.
На защиту выносится следующие положения:
1. Писатель, создав автора-творца как выразителя художественной идеи произведения, уходит на периферию внимания, а на первый план выдвигаются повествователь (протагонист автора-творца) и герой (активная эстетическая фигура сюжета) — проводник и носитель концепции произведения. В этом смысле предложенная докторантом формула: реальный автор → автор-творец → повествователь → герои ← идеальный читатель (великий критик) ← реальный читатель, — является художественным отражением действительности, как её видит писатель.
2. Жанрово-композиционные особенности крупных художественных форм писателя определяются их принципиальной незавершённостью.
3. Жанрообразующие принципы стиля Булгакова характеризуются его обращением к нравственно-эстетической проблематике отечественной классической литературы, роли и места художника в нашей цивилизации, преодоление художником эстетического «замкнутого пространства» (из Дома — во Вселенную), нравственным максимализмом личности. В продолжение всего творчества Булгакова наблюдается процесс становления идеальной личности (как героя, так и реального писателя), восходящей к типу великого художника как создателя «нормы жизни» (Ю.М. Лотман).
4. Биография и творчество Булгакова демонстрирует нам явление нового («незаконного») типа писателя в советскую эпоху (продолжением этого типа писателя предстают поздний Б. Пастернак, А. Солженицын, В. Шаламов). Новизна этого писательского типа в твердом внутреннем сопротивлении общественно-политическому давлению всех государственных структур.
5. Периодизация творчества Булгакова включает в себя три стадии: сатирическую (1919—1926), драматическую (1926—1937), трагическую (1937—1940). Эти периоды характеризуются соответствующей пафосностью, отражающей основные рубежи творчества писателя в его жанровых образованиях — романах, повестях, драмах. Если в сатирический период творчества Булгаков писал преимущественно «облегчённые» художественные произведения либо произведения с сатирическим пафосом, в драматический период преобладают уже произведения с напряжённым, драматическим сюжетом для театра и о театре. В трагический период писатель выступает всесторонне зрелым художником и трагической личностью, знающей истину и свою судьбу.
Апробация работы. Основные положения исследования излагались в докладах и сообщениях на международных, всесоюзных, республиканских, зональных, межвузовских конференциях — Куйбышев (1986), Кострома (1987), Ленинград (1987, 1989), Пермь (1988), Грозный (1989), Ташкент (1990), Самара (1991, 1993, 1995, 1996, 1999), Киев (1991), Будапешт, Венгрия (1991), Санкт-Петербург 993, 1997), а также на ежегодных симпозиумах, совещаниях в Самаре. В марте—апреле 1998 г. докторант приглашался общегуманитарным факультетом Туринского университета (Италия) на чтение лекции на русском отделении о творчестве М. Булгакова и А. Платонова.
Структура исследования. Композиция работы определена типологическим принципом изучения прозы писателя в плоскости эстетического подхода к творчеству Булгакова. Предлагаемый научный доклад, базирующийся на материале двух книг, методической разработки, четырнадцати статей, десяти тезисов, четырёх сообщений и двух рецензий на книги о творчестве писателя, состоит из введения, трех глав и заключения.
Примечания
1. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста: Монография. Самара, 1991. С. 22—35; Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова: Учебное пособие. Самара, 1999. С. 62—66.
К оглавлению | Следующая страница |