Вернуться к С.С. Сермягина. Подтекст в прозе М. Булгакова: лингвостилистический аспект

Введение

Объект настоящего исследования — художественный текст как система с особо организованным семантическим пространством. Предмет исследования — приемы выразительности, актуализирующие имплицитную текстовую информацию.

Актуальность исследования. Лингвистические исследования последних лет, посвященные анализу художественного текста, характеризуются многообразием теоретических ориентаций и точек зрения на проблемы изучения текста и его единиц. Актуальность диссертационной работы определяется ее включенностью в современную антропоцентрическую парадигму лингвистических исследований и обращением к важным теоретическим проблемам коммуникативной стилистики текста, которые нацеливают на детальное изучение лексической организации текста. Коммуникативно ориентированная стилистика определяет путь исследования идиостиля «в соотношении со структурой, семантикой и прагматикой текста, включая изучение характерных для автора способов приобщения читателя к художественному смыслу текста» [Болотнова, 2000: 8]. Работы последнего времени, выполненные в русле функциональной лексикологии и коммуникативной стилистики, посвященные лексической структуре текста (И.В. Арнольд, Е.А. Бакланова, Н.С. Болотнова, И.Р. Гальперин, С.С. Дикарева, К.А. Долинин, А.Н. Камчатнов, Г.В. Колшанский, Н.А. Купина, В.А. Кухаренко, В.В. Одинцов, Е.П. Падучева, Н.А. Рудяков, Г.Ю. Сиднев, З.Я. Тураева, М.Ю. Федосюк, И.Я. Чернухина и др.), делают актуальным расширение объекта исследования и выдвигают, в частности, задачи исследования актуализаторов экспликации разной по характеру текстовой информации.

Автор, соединяя в художественном слове номинативную и кумулятивную функции, создает особый феномен — художественную картину мира, выраженную в слове. В тексте каждое слово, каждый знак несет свой смысл, однако не вся информация в художественном тексте бывает представлена эксплицитно. Следовательно, задача читателя — «декодировать» текст, максимально приближаясь к замыслу автора. В связи с этим представляется, что поиск определенных актуализаторов подтекста в тексте и осмысление механизма постижения глубинного смысла будет являться одним из решений проблемы интерпретации художественного текста.

В связи с отмеченным, целью исследования является изучение роли образных средств в актуализации подтекста художественного произведения.

В соответствии с поставленной целью, предметом, объектом исследования определены следующие задачи:

1) создать эмпирическую базу исследования с детальным описанием каждого языкового факта;

2) подвергнуть анализу тексты рассказов М.А. Булгакова для определения характера языковых показателей имплицитности;

3) проанализировать взаимозависимость ведущих образных средств и их сопряженность с сюжетно-композиционным уровнем;

4) выявить степень значимости приемов выразительности и их актуальность в механизме постижения подтекстовых смыслов;

5) систематизировать описанные языковые данные в аспекте «прочтения» и обоснования подтекстовой информации;

6) описать особенности идиостиля М.А. Булгакова, связанные с характером представления имплицитной информации.

Материалом исследования послужили повесть «Собачье сердце» и 7 рассказов М.А. Булгакова разных периодов его творчества.

Методологической основой диссертации является положение о том, что значение слова реализуется в контексте, а художественный текст, будучи сложной смысловой структурой, имеет имплицитные смыслы, выводимые из эксплицитной информации. Методика исследования является комплексной, она включает в себя описательный метод, приемы семантико-стилистического, контекстологического, сравнительно-сопоставительного анализа материала, а также прием количественного подсчета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями, совокупностью используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования.

Теоретическая значимость и научная новизна диссертационного исследования связана с заполнением некоторых лакун, существующих в исследованиях художественного текста. Во-первых, отсутствуют работы, в которых бы образные средства описывались с точки зрения механизма моделирования подтекстового уровня художественного произведения; во-вторых, не отработана методика анализа художественного произведения в аспекте актуализации подтекста художественной структуры. (Под «механизмом» понимается внутреннее устройство какого-либо объекта, приводящее данный объект в действие, которое позволяет ему функционировать в качестве устойчивой динамической структуры). Диссертация представляет еще один этап в исследовании содержательных текстовых категорий; в работе познается и описывается механизм формирования и декодирования имплицитных смыслов в художественном тексте. В результате исследования было выявлено, что приемы выразительности выступают основным ориентиром в стратегии постижения авторской идеи художественного произведения; среди приемов выразительности, актуализирующих подтекст, описаны образные средства, характерные для идиостиля М.А. Булгакова.

Практическая ценность заключается в том, что методика прочтения подтекстовой информации может быть использована при ведении курсов «Лингвистика текста», «Методика преподавания русского языка», «Стилистика художественного текста», а также спецкурсов на гуманитарных факультетах, в лицеях, гимназиях гуманитарного профиля.

Основные положения исследования апробированы на Всероссийской конференции, посвященной 120-летию Томского университета (Томск, 27—29 марта 1998 г.), III Международной научно-практической конференции (Иркутск, 16—18 июня 1998 г.), Международной научной конференции (Екатеринбург, 23—25 апреля 1998 г.), Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию проф., д. ф. н. Н.В. Феоктистовой (Кемерово, сентябрь 1998 г.), XXX научной конференции студентов и молодых ученых Кемеровского госуниверситета (Кемерово, апрель 2003 г.), III Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию каф. совр. русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета (Томск, 29—30 октября 2003 г.), научно-практической конференции «Современные гуманитарные исследования в Сибири» (Кемерово, апрель 2004 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых (Барнаул, 20 октября 2004 г.), III международной научно-практической конференции (заочной) (Тамбов, 1 марта 2005 г.), Международной научной конференции «Актуальные проблемы современного словообразования» (Кемерово, 1—3 июля 2005 г.), I международной научной конференции «Славянская филология: исследовательский и методический аспекты» (Кемерово, 23—24 марта 2006 г.), Межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию Д.С. Лихачева (Кемерово, 22—27 мая 2006). По теме диссертации опубликовано 16 работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интерпретация художественного текста опирается на план выражения, роль которого заключается и в создании художественной целостности произведения в сознании читателя, и в возможности представления глубинных уровней текста.

2. Средства выразительности, которые являются одним из средств модального преобразования предметно-логической информации, выступают основным интерпретационным приемом, поэтому в процессе реконструкции авторского замысла могут рассматриваться как главная стратегический компонент в интерпретации текста.

3. Основные образные «блоки», эксплицирующие смысловые подтекстовые доминанты, представляют собой языковой комплекс сложной организации, где центральным компонентом выступают различные образные модели.

4. При исследовании отношений «смысл ⟷ текст» — «текст ⟷ смысл» заголовок может рассматриваться как особый образный знак, аккумулирующий авторскую модальность и прагматически значимый для декодирования основной идеи произведения.

5. Имплицитность в тексте представлена актуализаторами, по-разному проявляющими степень имплицитности. Существуют различные виды имплицитности: на уровне целого произведения и на уровне микроконтекста.

6. Характерной особенностью идиостиля М.А. Булгакова является рассредоточенный повтор «ключевых» смыслов, актуализированных через образные средства, которые и создают основу подтекста.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.