Тишина и пустота царят здесь с августа 2008 года, когда занимавшие здание грузинские дипломаты были отозваны из Москвы в связи с военным конфликтом в Южной Осетии.
А в начале XX века это был дом архитектора Сергея Устиновича Соловьёва. Среди построенных им зданий — приюты и училища (в том числе Строгановское на Рождественке), больницы и музеи (в том числе Кустарный музей Сергея Морозова в Леонтьевском переулке), а вот построить особняк ему довелось лишь раз в жизни. Обычно Соловьёв работал в жанре ордерной архитектуры или в неорусском стиле, но в 1902 году в России модерн был настолько популярен, что им увлёкся даже архитектор, чьё профессиональное становление пришлось на период эклектики. Академик архитектуры при постройке собственного дома позволил себе не сдерживать профессионального любопытства и не жертвовать блеском ради экономии, как порой бывает в жизни, когда свободу творчества ограничивают смета или консервативные вкусы заказчика, и проявил себя как истинный модернист: здесь и общая асимметричность фасадов, и характерный декор...
Дом архитектора С.У. Соловьёва. Фото из фонда ЦИГИ, конец 1930-х гг.
Мы не станем заниматься разбором, что позаимствовано из бельгийского ар-нуво, а что — из венского сецессиона. Как истинный эклектик, Соловьёв очень по-московски украшает один из фасадов майоликовым панно в античном стиле, а другой увенчивает высоким треугольным щипцом в духе средневековых построек Западной Европы, без лишних сомнений дополняет это оригинальными деталями вроде вырезанного в камне силуэта летучей мыши над щелью почтового ящика...
В целом постройка получилась настолько западноевропейской, что даже подошла на роль конспиративной квартиры с радиопередатчиком, куда гестаповцы поселили «русскую пианистку» Кэт и где штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц навещал её, контролируя ход радиоигры немцев и ведя собственную игру.
Особняк в Ржевском переулке. Общий вид
Наделённый прекрасным чувством стиля, Соловьёв мог свободно и очень успешно сочетать элементы архитектуры разных стран и эпох: Древней Руси или Византии, итальянского Ренессанса или классицизма, сверяя общее звучание с главной нотой — соответствием современной ему эстетики.
Скульптурные элементы отделки — летучая мышь, сова, пантера — работы Николая Андреева, ещё не успевшего прославиться своим памятником Гоголю, но поразившего коллег рельефным фризом на фасаде «Метрополя».
Особняк в Ржевском переулке. Детали фасада и планы. Архитектор С.У. Соловьёв. Фотографии из Ежегодника Общества архитекторов-художников, 1909 г.
Кто автор керамических медальонов и панно, точно не известно. Возможно, сам Сергей Соловьёв, он прекрасно рисовал. Ещё бытует версия, что эскизы выполнила Мария Васильевна Якунчикова-Вебер, художница очень талантливая, но в наши дни почти забытая. За свою короткую жизнь Якунчикова успела оставить заметный след в русском искусстве, недаром в начале XX века её имя обычно упоминалось рядом с именами Врубеля и Левитана, Коровина и Серова. Четыре керамических медальона — это музы, покровительницы зодчества и музыки, живописи и ваяния. Вполне возможно, что один из профилей — автопортрет художницы; сходство есть. Но мне так и чудится в этом изображении не художница у холста, а Маргарита перед зеркалом, поражённая колдовским действием крема из золотой баночки.
Декор со стороны Хлебного переулка. Фото 2013 г.
Кроме того, на мысль о булгаковской героине наводит и остроконечная крыша, характерная для викторианской готики. Уж не этот ли дом имел в виду автор романа? Правда, садика никакого не видно, но раньше он был. И большое окно, хотя и не в фонаре, но трёхстворчатое... Уж не отсюда ли Маргарита вылетала верхом на щётке?
Всё же нет, пожалуй. Вспомним описание полёта: «Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвёртым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами». Там, в переулке, она обнаружит Дом Драмлита, но он стоит в Большом Николопесковском переулке, и, чтобы до него добраться отсюда, пересекать Арбат совсем не нужно. А если так, то наши поиски продолжаются.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |