Лебедянь — город в Липецкой области, в 62 км к северозападу от Липецка. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности по берегам реки Дон. Железнодорожная станция на линии Елец — Троекурово. Узел автомобильных дорог. Население 23,1 тыс. человек (1992).
Первое документальное упоминание о Лебедяни относится к 1613 году. Но основана она была гораздо раньше. Уже в XIV веке на месте города был населенный пункт, жители которого оказали сопротивление татарам в 1380 году, о чем свидетельствуют разыскания тамбовского историка и краеведа XIX века И.И. Дубасова, который, в частности, пишет: «В годину Мамаева нашествия всем нашим тамбовским обывателям, русским и инородцам, пришлось испытать самую горькую участь. Если мы припомним, что Мамай шел к верховьям Дона через нашу губернию и в Лебедянском уезде, на Кузьминой Гати, останавливался станом на целый месяц, то нам будут совершенно ясны следующие краткие и выразительные слова Софийской летописи: «И бысть (в те дни) туга велика, и плач горек, и глас рыдания» [1]. Существование Лебедяни в этом веке подтверждается и археологическими находками на территории Лебедяни, сделанными в разное время. Так, в районе Казацкой слободы в XIX веке «был найден клад старинных вещей, среди которых были обнаружены несколько восточных монет, а также монеты рязанского князя Ивана Федоровича (1409—1458)» [2]. При строительстве моста в начале XX века через реку Дон на берегу его (в бывшей Пушкарской слободе) обнаружили татарское оружие и кости людей.
Первое описание лебедянской крепости относится к 1627—1628 годам. Она «состояла из дубового острога с пятью башнями. В нем помещалась деревянная церковь, съезжая и воеводская избы, тюрьма, погреб с военными припасами и житницей с хлебом на случай осады. С западной и северной стороны к малому острогу примыкал большой острог длиной 400 м. В нем размещались: кабацкая и таможенная избы, погреб, 24 осадных двора, принадлежавших уездным помещикам. От большого острога к Дону вел подземный ход. С западной и северной сторон крепость защищал ров. За крепостью находился небольшой посад с дворами торговцев, мастеровых и несколькими кузницами. К посаду примыкали слободы служилых людей: Стрелецкая, Покровская и Пушкарская» [3].
Эти слободы, став районами современной Лебедяни, фигурируют в творчестве Е. Замятина. В повести «Уездное» (1912) Барыба «бегал с другими ребятами на Стрелецкий пруд — глядеть, как бабы купаются». «В Стрельцах» любили погулять монахи уездного монастыря. «У самого пруда, на Стрелецкой слободской стороне присуседилась Апросина избенка», [4] куда перебирается на житье выгнанный Чеботарихой уездный недоросль Барыба.
Покровская слобода — место, где родился и вырос Замятин. Здесь когда-то стояла церковь Покрова Пресвятые Богородицы. Это ее перезвон слышал голодный Анфим Барыба: «По праздникам над балкашинским двором, на верху переулочка, звонила Покровская церковь — и от звона было еще лютее Барыбе. Звонит и звонит, в уши гудит, перезванивает...» [5]. В ней окормлял своих прихожан отец будущего писателя И.Д. Замятин. Образ покровского батюшки мелькает в повести «Уездное», в сцене экзаменационного испытания Барыбы, утверждающего, что «рай был огромный сад. В котором водились месопотамы. И другие животные...». Как будто ласково слушающий поп, наконец, «захрюкал» «от смеха и прикрылся отогнутой кверху бородой, ребята полегли на парты» [6].
Пушкарская слобода упоминается в рассказе «Письменно» (1916): «Дарьин отец в Дону закупался. Поспорил с пушкарскими, что всех в воде пересидит, и правда, пересидел, да тут же и кончился» [7].
Позже в XVII веке возникли Кузнецкая и Красная слободы. Тогда население Лебедяни насчитывало полторы тысячи человек. Но оно стало значительно возрастать по мере устранения угрозы разорительных набегов со стороны татаро-монголов.
Население Лебедяни традиционно занималось торговлей и ремеслом. В начале XVIII века в Лебедянском уезде возникают два винокуренных завода. Идет бойкая торговля вином и хлебом. В этом же веке формируется основной слой населения Лебедяни — мещанско-купеческий, происходящий в подавляющем большинстве от однодворцев. Однодворцы — «потомки служилых людей, которые в XVI—XVII веках охраняли южные границы Русского государства. За свою службу они наделялись земельными участками. В начале XVIII века, когда границы Русского государства отодвинулись далеко на юг, Лебедянь, как и другие города-крепости, потеряла боевое значение. Однодворцы превратились в крестьян-собственников» [8], многие из которых стали ремесленниками или купцами.
Мирная жизнь весьма способствовала процветанию и развитию Лебедяни. К началу XIX века в Лебедяни насчитывалось 3141 однодворец, 636 мещан, 423 разночинца, 109 чел. духовенства, 79 дворян и офицеров, 53 дворовых — всего 5097 человек. В городе было 2 каменных казенных строения, 8 деревянных питейных домов, 52 лавки, 20 кузниц, 1066 домов, в которых жили обыватели. Появились новые большие улицы. Их насчитывалось около 34: Набережная Первая, Кузьминская, Городская, Кузнецкая, Нагорная, Бутырская, Покровская, Воронежская, Мещанская, в том числе ставшая главной — Дворянская, по «высохшим тротуарам» которой, — в неоконченной повести Евгения Замятина «Колумб» (не позднее начала 1918), — «стараясь говорить басовито, не зная куда руки девать — бродили гимназисты с симпатиями» [9].
В 1615 году Лебедянь стала городом, а первым ее воеводой был назначен Никита Иванович Сомов. В годы царствования Алексея Михайловича, а затем Петра I в Лебедяни строились струги и создавались запасы хлеба для отправки вниз по Дону. С 1708 года Лебедянь относится к Азовской губернии; с 1725 — Лебедянь в составе Елецкой провинции входит в Воронежскую губернию; с 1779 — это уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 — Тамбовской губернии).
К середине XIX века Лебедянь — процветающий уездный город, в котором проживали 50 купеческих семей. В городе работали «3 салотопни, 2 мыловаренных, свечной и винокуренный заводы, в уезде — сахарный завод, принадлежащий купцу Игумнову» [10]. Фамилия лебедянского купца Игумнова встречается в повести Замятина «Уездное», так же как и слегка видоизмененная фамилия богатейшего купца Чурилина (в повести Чурилов), отчима известного поэта серебряного века Тихона Чурилина.
В XIX — начале XX веков Лебедянь славилась конскими ярмарками и скачками, но традиции ярмарочной торговли восходят к XVII веку. В «Писцовой книге» 1627 года упоминается конская площадь, расположенная в большом остроге. Ярмарки, получившие широкую известность в XIX веке, сложились из больших базаров, устраивавшихся в XVII веке в храмовые праздники, куда стекался народ всех сословий со всех концов России.
Позже, в XIX веке, ярмарки проходили 4 раза в год. Здесь совершались грандиозные торги, которые продолжались иногда по 3 недели. Сюда приезжали крупные держатели капиталов из Москвы, Воронежа, Тулы, Калуги, Харькова, Курска. Неизменными спутниками таких торгов были гастроли цирковых актеров, выступления цыганских хоров. Местные богатые помещики демонстрировали в Лебедяни искусство своих крепостных актеров, был популярен народный балаганный театр. Такая бурная артистическая жизнь Лебедяни, вероятнее всего, явилась побудительной причиной создания Замятиным пьес «Блоха» и «История одного города», несущих на себе все приметы народного балаганного театра.
На лебедянских «ярмонках» совершались различные сделки. Об одной из них вспоминает елецкий помещик А.А. Стахович — один из первых крупных русских коннозаводчиков, страстный любитель театра, литератор, автор «Клочков воспоминаний». Он пишет: «У известного коннозаводчика В.П. Воейкова был знаменитый по дородности, необъятной силе и мастерству езды кучер Трифон. На одной из ярмарок в Лебедяни, в конце 20-х годов (XIX век), другой коннозаводчик, А.М. Кормилицын, предлагал за Трифона деревню с 50-ю душами крестьян (тогда считались не десятины земли, а ревизские души). Воейков не поменялся. На лебедянских скачках и бегах, в 50-х годах, встречал я Кормилицына; одним из лучших воспоминаний прежнего времени было для старика то, что он за Трифона предлагал Воейкову целую деревню» [11].
«Ярмарочные прелести милой Лебедяни» вдохновили А.Д. Копиева на создание пьесы «Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмонка» (1794), она описана И.С. Тургеневым в очерке «Лебедянь» (1848), упоминается в «Двух гусарах» (1856) Л.Н. Толстого. Художник П.П. Соколов написал картину, изображающую конную ярмарку. Картина имела большой успех на выставке в Париже, и автор был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона.
Ярмарочная торговля в Лебедяни пришла в упадок в конце XIX века в связи со строительством железнодорожного узла, связавшего Лебедянь и Москву. Оборот торговли снизился в два раза, что негативно сказалось на бюджете города, развитие которого надолго остановилось на уровне 70-х годов XIX века. В начале XX века торговля в Лебедяни стала оживляться, чему способствовали высокие цены на хлеб. Это позволило городу построить (1910) железобетонный мост через Дон, в тот период лучший в Центрально-Черноземном крае.
Название Лебедянь чаще всего объясняют «обилием лебедей», когда-то водившихся на речке Лебедянке, давшей имя городу, но утратившей собственное имя: в XX веке это название реки было вытеснено совершенно новыми именами. П.Н. Черменский указывает на два новых наименования речки: Ключи и Городенка. Но слово «Лебедянь» зафиксировано в древних документах («с озера Лебедяни» (1696)) и как название озера. Ученые-ономасты предполагают, что исходным пунктом распространения этого топонима скорее всего был топоним Лебединое озеро. Подтверждение этому имеется в грамоте второй половины XVII века, обнаруженной в архивах Лебедянского уездного суда. В ней содержится описание местности вокруг поселения, ставшего городом Лебедянью: «К западу леса ж да озеро большое лебединое».
Таким образом, «географическое имя Лебедянь вначале имело значение «местность вокруг лебединого озера». Затем этот новый топоним (название урочища) распространился и на протекавшую невдалеке речку, а также на население вокруг нее» [12].
Лебедянь — родина Е.И. Замятина, выросшего на улице Покровской (ныне ул. Ситникова), в одноэтажном доме с шестью окнами по фасаду, питала его творческую фантазию всю жизнь. Топография Лебедяни отражена в таких рассказах, как «Девушка» (1910), «Апрель» (1912), «Письменно» (1916), «Икс» (1926), «Русь» (1923), в повестях «Уездное» (1912), «Алатырь» (1914), в неоконченной повести «Колумб» (не позднее начала 1918) и др. Она для писателя всегда являлась символом самой «разрусской», корневой, «настоящей» Руси-России, о чем он не уставал повторять в своих автобиографиях: «Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская — тамбовская, о какой писали Толстой и Тургенев» [13]; «Родился 19 января (старый стиль) 1884 г. в городе Лебедяни Тамбовской губернии» [14]; «По самой середине карты — кружочек: Лебедянь — та самая, о какой писали Толстой и Тургенев. В Лебедяни — родился (1884)» [15]; «Все это — среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни — той самой, о какой писали Толстой и Тургенев» [16]. В беседе с французским журналистом Ф. Лефевром Е.И. Замятин подчеркивает: «Если я вам отвечу, что я родился в России — это мало. Я родился и прожил детство в центре России, в ее черноземном чреве. Там, в Тамбовской губернии, есть городок Лебедянь, знаменитый когда-то своими ярмарками, цыганами, шулерами — и крепким, душистым, как яблоки, русским языком» [17].
Лебедянь — родина поэта «серебряного» века Тихона Чурилина, которого М. Цветаева считала своим учителем. В Лебедяни родился известный советский пианист, народный артист СССР К.Н. Игумнов. В Лебедяни учился писатель А.И. Левитов, окончивший в городе духовное училище и некоторое время живший в нем. Лебедянские впечатления писателя отразились в «Типах и сценах сельской ярмарки», «Степной дороге днем» и др.
В 1843 году Лебедянскую конную ярмарку посетил И.С. Тургенев, написавший затем очерк «Лебедянь». Дом, в котором он останавливался, сохранился и сегодня (ул. Мира). И.С. Тургенев посоветовал посетить Лебедянь художнику П.П. Соколову, запечатлевшему ее в картине «Лебедянская конная ярмарка». Лебедянь посещал известный в XIX веке бытописатель П.Д. Боборыкин, дед и отец которого постоянно жили в селе Павловское Лебедянского уезда Тамбовской губернии. П.Д. Боборыкин, предок которого, Роман Боборыкин, по указу от 1635 года государя, царя и Великого князя всея Руси Михаила Федоровича ставил «город Тонбов», вспоминал: «Под боком... был... уездный город Лебедянь... Ярмарка к моему времени уже упала. Также и бега, но кое-что еще оставалось: конная с ремонтерами и барышниками, трактир с цыганами из Тулы и Тамбова, гостиница с курьезной вывеской «Для благородных»... Во второй приезд я нашел приготовления к выходу в поход ополченских рот, одной из них командовал мой отец... Я уезжал на ученья ополченцев в соседнее село Куймань...» [18]. На лебедянском материале написан рассказ П.Д. Боборыкина «Фараончик».
В Лебедяни в течение 10 лет (с 1911 по 1920) жил крестьянский драматург И.И Лебедев, автор пьесы «Голодные и сытые», рассказов «Марфуткина Буренушка» и «Мишка-революционер». С Лебедянью связана жизнь и творчество талантливого историка, археолога, краеведа, члена Всесоюзного Географического общества П.Н. Черменского (1884—1973), автора книги «Город Лебедянь и его уезд в XVII веке» (1913).
В 1926 году по приглашению Е.И. Замятина в Лебедяни в течение месяца на соседней с Покровской улице Елецкой жил известный русский художник Б.М. Кустодиев, написавший серию картин под названием «Русь», вдохновившую Е. Замятина на создание рассказа с одноименным названием. Одноэтажный домик с балконом на улицу (архитектурная особенность многих домов в Лебедяни, в том числе и дома Замятиных) и садом подбирал для художника сам Евгений Иванович. С этого балкона хорошо просматривалась церковь Рождества Богородицы (конец XVII века) в стиле «московского барокко», с которой художник сделал эскиз. В 1938 году в июле месяце на Покровской улице, недалеко от дома Замятиных, вместе с женой Еленой Сергеевной и ее сыном Сережей отдыхал в Лебедяни М.А. Булгаков, написавший здесь пьесу «Дон Кихот» (1938).
В пьесе «Лес» А.Н. Островского Несчастливцев говорит: «В последний раз в Лебедяни играл я Велизария. Сам Александр Хрисанфыч Рыбаков смотрел...» [19]. На лебедянской сцене, кроме известного в XIX веке русского актера Рыбакова, играл и П.М. Садовский, некоторое время (30-е годы) живший в Ельце, где сильно голодал. «...Труппа, в которой был и Садовский, питалась голубями; часто за охоту попадал на съезжую не «волшебный», а голодный стрелок. Один из актеров чуть не умер с голоду. А. Садовский, первый комик труппы, сам мыл на реке свою единственную рубашку. Как-то раз сиделец мелочной лавки, довольный игрой Садовского, поднес ему восьмушку чая. С каким восторгом <...> собралась вся голодная труппа в его комнатке. Хозяйка снабдила самоваром, но не дала угольев. Отправились артисты собирать сухие листья и ветки; кое-как после долгих ожиданий закипел-таки самовар, и первый раз в два месяца выпили они чаю!» [20]. Поездки труппы в Лебедянь в дни ярмарочных торгов были одним из способов прокормиться нищим актерам.
Лебедянь посещали такие русские писатели и общественные деятели, как поэт, славянофил А.С. Хомяков, собиратель русского фольклора (в том числе музыкального), поэт, драматург, автор краеведческого труда «Елецкий уезд в историческом, этнографическом и статистическом отношениях» (Вестник Имп. Рус. Геогр. О-ва, 1859. Ч. 25. Кн. 1), предводитель дворянства Елецкого уезда, член Лебедянского бегового (скакового) общества М.А. Стахович. Деятельность М.А. Стаховича в этом обществе, видимо, вдохновила его на создание «сюжета повести «Похождения пегого мерина» <...>. После его смерти сюжет был передан его братом Александром Александровичем Льву Николаевичу Толстому, и тот написал повесть «Холстомер», посвятив ее памяти М.А. Стаховича» [21].
В Лебедяни был писатель-мемуарист С.П. Жихарев, автор очерка «Лебедянские скачки» (1841), воронежский поэт из народа А.В. Кольцов.
В Лебедяни сохранился Свято-Троицкий монастырь, основанный в 1621 году (по другим источникам переведенный из Ельца) по распоряжению патриарха Филарета — отца царя Михаила Романова, с самой древней Ильинской (предположительно середина XIV века), Успенской (1621) церквами и Троицким собором (1642—1666). По преданию, монастырь был основан на месте Яблоновой пустыни в Романцевском лесу, близ Лебедяни, где на рубеже XVI—XVII веков, по преданию, скрывался от преследований Бориса Годунова будущий патриарх Филарет — Ф.Н. Романов. Среди других памятников архитектуры Лебедяни сохранились и ныне восстанавливаются — церковь Рождества Богородицы (конец XVII века), Староказанский (1771) и Новоказанский (1828) соборы.
Лебедянь издавна славилась садами. Большой сад, тянувшийся к Дону, был и у Замятиных. Сегодня садоводство — одно из приоритетных отраслей сельского хозяйства Лебедянского района (с-х «Агроном»), а также производства плодовых, овощных и ягодных консервов.
Литература
1. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. — Тамбов, 1993. — С. 290.
2. Черменский П.Н. Лебедянь. — Липецк, 1962. — С. 18
3. Там же. — С. 16.
4. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5-ти т. М., 2003. — Т. 1. — С. 107.
5. Там же. — С. 84.
6. Там же. — С. 81—82.
7. Там же. — С. 352.
8. Черменский П.Н. Лебедянь. — Липецк, 1962. — С. 6.
9. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5-ти т. М., 2003. — Т. 1. — С. 364.
10. Черменский П.Н. Лебедянь. — Липецк, 1962. — С. 8.
11. Стахович А.А. Клочки воспоминаний. Избранное. Очерки истории Елецкого уезда. Вып. 2. Семья Стаховичей. Елецкие корни. Елец, 1996. — С. 59.
12. Остин Е.С. Лебедянь // Русская ономастика и ономастика России. М., 1994. — С. 118.
13. Замятин Е.И. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания. — М., 1999. — С. 2.
14. Там же. — С. 3.
15. Там же. — С. 5.
16. Там же. — С. 7.
17. Там же. — С. 257.
18. Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2-х т. — М., 1965. — Т. 1. — С. 86.
19. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 13 т. — М., 1974. — Т. 3. — С. 276.
20. Стахович А.А. Клочки воспоминаний. Избранное. Очерки истории Елецкого уезда. Вып. 2. Семья Стаховичей. Елецкие корни. Елец, 1996. — С. 112.
21. Стахович Мария. Стаховичи // Очерки истории Елецкого уезда. Вып. 2. Семья Стаховичей. Елецкие корни. — Елец, 1996. — С. 217.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |