Настоящая работа посвящена исследованию сюжетно-композиционной роли персонажей второго плана1 в общей структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Актуальность исследования определяется прежде всего недостаточной изученностью персонажей второго плана романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Степень изученности темы исследования. Персонажи второго плана булгаковского романа еще не становились предметом целостного и всеобъемлющего изучения, так как основное внимание исследователей вполне объяснимо было сконцентрировано на анализе главных героев столь сложного в жанрово-композиционном плане романа. При этом следует отметить, что во многих работах о романе в той или иной мере уделялось внимание и второстепенным персонажам (аналитическому обзору научной литературы в данном аспекте посвящен второй параграф первой главы данной диссертации). При этом в поле зрения булгаковедов оказывался прежде всего прототипический или ономастический аспект второстепенных и эпизодических персонажей, во многих работах отдельные второстепенные персонажи упоминаются только в той мере, в какой они были необходимы для подтверждения тех или иных суждений о главных героях романа. Таким образом, можно констатировать, что персонажи второго плана, как правило, рассматриваются исследователями без полноценного учета их места в художественной структуре романа в целом.
Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения его художественной структуры. Предметом исследования выступает анализ сюжетно-композиционных функций персонажей второго плана и их роли в реализации идейно-художественного замысла автора «Мастера и Маргариты».
Задачи исследования. Выбранный аспект исследования предполагает решение следующих задач:
— в результате аналитического исследования существующих в науке о литературе разнообразных подходов в интересующем нас терминологическом аспекте определиться в понимании основных для нашего исследования терминов («персонаж», «персонажи второго плана», «система персонажей»);
— осознавая сложность персонажной сферы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита, определенным образом классифицировать многообразие составляющих её персонажей, как главных, так и второстепенных, опираясь на выработанный структурный принцип организации системы персонажей романа «Мастер и Маргарита»;
— ввести в научный оборот основной корпус персонажей второго плана романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сделав упор на целостном анализе персонажей второго плана «древнего» романа (романа Мастера);
— наиболее важной задачей данного диссертационного исследования является определение сюжетно-композиционных функций персонажей второго плана и их роли в реализации идейно-художественного замысла автора «Мастера и Маргариты».
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе персонажи второго плана романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» впервые становятся предметом целостного и всеобъемлющего изучения, предпринимается также попытка системной классификации всего многообразия персонажей второго плана по целому ряду достаточно репрезентативных признаков. Наконец, анализ сюжетно-композиционных функций персонажей второго плана позволяет выявить новые грани в осмыслении художественной структуры романа «Мастер и Маргарита».
Методологической и теоретической основами диссертации послужили литературоведческие и критические работы булгаковедов, изучавших и изучающих роман «Мастер и Маргарита».
В качестве теоретической базы в вопросе терминологического обозначения основных для нашей диссертации понятий «персонаж», «персонажи второго плана», «система персонажей» выступили прежде всего работы Н.Д. Тамарченко, а также труды Л.Я. Гинзбург, В.Я. Проппа, Ю.М. Лотмана, А.А. Сабурова, А.А. Скафтымова, Н.С. Лейтес, Е.В. Хализева, Л.В. Чернец, Е. Фарино, В.А. Грехнева и др.
Решение поставленных в диссертации задач потребовало обращения к аналитическому, структурному, целостному методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут найти применение при изучении персонажей второго плана в произведениях большой эпической формы как М.А. Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман»), так и других писателей.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности, использования отдельных положений и выводов исследования в вузовских и школьных курсах и спецкурсах по истории русской литературы в той её части, которая имеет отношение к творчеству М.А. Булгакова, а также при составлении учебных пособий, написании курсовых и дипломных работ по изучению творчества М.А. Булгакова.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Понятие «персонажи второго плана» в данной работе используется для обозначения всех представителей персонажной сферы произведения, кроме собственно тех, кого принято называть «главными героями», при этом сама терминологическая проблема осознается нами как актуальная в терминологическом плане.
2. Система организации главных героев романа «Мастер и Маргарита» (в нашем понимании это Мастер и Маргарита, Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, а также Воланд) выступает в качестве метаструктуры по отношению к персонажам второго плана, то есть изображение главных героев и персонажей второго плана строится, с учетом специфических различий, по одной и той же модели.
3. Персонажи второго плана наделены важнейшими сюжетно-композиционными функциями и призваны восполнить пробелы в реализации этих функций главными героями.
4. Взаимоотношения главных героев и персонажей второго плана в системе персонажей «Мастера и Маргариты» строятся на всех структурно-смысловых уровнях по принципу «нераздельности и неслиянности» (А. Блок).
5. Автор «Мастера и Маргариты» для реализации своего замысла сочетает избирательность при выборе персонажей второго плана с их строгой классификацией по определенным тематическим группам, наделенным в романе специфическими функциями.
6. Все значимые (в большей или меньшей степени) персонажи второго плана булгаковского романа структурно, тематически, сюжетно-композиционно привязаны, как правило, к «своим» главным героям и реализуют комплекс тех идей, носителями которых в романе являются Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри и Воланд.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях, в докладах на научно-практических конференциях, в спецкурсах, читаемых в течение ряда лет на филологическом факультете ДГУ.
Структура работы подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации — 178 страниц машинописного текста.
Примечания
1. Терминологическая проблема будет рассмотрена в первом параграфе первой главы.
К оглавлению | Следующая страница |