Однако, несмотря на колоссальный успех комедии, она, по словам Аксакова, наделала много врагов Гоголю. Один из них, граф Толстой-Американец, даже объявил Гоголя врагом России и заявил, что его следует в кандалах отправить в Сибирь. Журнальную травлю «Ревизора» открыл Булгарин, её подхватили Сенковский и Полевой.
В защиту Гоголя выступили журналы «Молва», «Московский наблюдатель» и «Современник», в котором друг Пушкина и Гоголя, князь П.А. Вяземский, опубликовал статью, где дал глубокий анализ комедии и защитил её создателя. Давая отповедь критикам «Ревизора», Вяземский написал: «Он в известную минуту, в данном положении, взглянул на нескольких лиц — и нарисовал их в том виде, с теми оттенками света и тьмы, как они представлялись взору его. Комедия — не всеобщая история, не всеобщая картина человечества или общества, даже не роман, не биография. Комедия — отрывок, а вы в отрывке требуете многосложного и полного объёма! Неужели из того, что комик не вывел ни одного честного человека, следует заключить, что честных людей вовсе нет!»
Гоголь внимательно прислушивался ко всем толкам и оценкам его комедии. Многое в них тяжело поразило его, многое показалось оскорбительным и совершенно неожиданным. В письмах этого периода жизни писателя видна его растерянность, страшная душевная усталость, даже какая-то внезапно вспыхнувшая ненависть к своему любимому детищу.
На многие нападки необходимо было реагировать. В уме Гоголя рождается идея написания некоего дополнения к комедии — «Театрального разъезда», в котором он смог бы сформулировать типичные обвинения против «Ревизора» и дать соответствующие возражения автора со ссылками на статьи его сторонников. Первые наброски этого дополнения были сделаны им ещё до отъезда за границу, но, как пишет биограф Гоголя Кулиш П.А., «много ещё понадобилось времени и сосредоточенной внутренней работы, чтобы улеглось всё в душе взволнованного художника и отлилось в патетический апофеоз «светлого смеха» в свободной общественной комедии». (Пьеса «Театральный разъезд» была опубликована лишь в 1842 году. — В.С.).
Гоголь отказывается от своего обещания руководить постановкой «Ревизора» в Москве и спешно, 6-го июня 1836-го года, уезжает за границу. Его душа просит только «забвенья, долгого забвенья». Со свойственной ему горячностью он высказывается о том, что благодарил бы тогда судьбу, если бы моль «съела внезапно все экземпляры «Ревизора», а с ними «Арабески», «Вечера» и всю прочую чепуху». Лишь к концу 1838-го года он смог приняться за новые переделки, которые привели к окончательной редакции «Ревизора» в 1842-м году. Из многочисленных писем и печатных заметок Гоголя того периода по поводу «Ревизора» можно видеть, какую роль играла эта пьеса в его душевной жизни.
Отметим, что одна из таких заметок Гоголя носила название «Развязка «Ревизора»», в ней Николай Васильевич продолжил действие комедии.
Итак, краткий экскурс в историю создания «Ревизора» и влияния его на судьбу автора позволяет нам построить краткую схему последовательности событий: 1) с помощью Пушкина Гоголь, имеющий солидную театральную подготовку, приступает к сочинению комедии и создаёт несколько её вариантов; 2) высшая власть одобряет комедию и её постановку; 3) триумф постановки «Ревизора» в Петербурге; 4) наряду с полным принятием комедии, в обществе возникает мощное противодействие её постановке и позитивной оценке; 5) автор комедии глубоко переживает клевету на его детище, впадает в мучительную депрессию, которую удалось преодолеть лишь со временем и с изменением условий творчества.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |