Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

1. Художник Николай Степанов

Что же представляет собой подшивка журнала «Искра», подаренная мне М.С. Каростиным и М.А. Булгаковым? Это был русский еженедельный сатирический журнал, выходивший в Петербурге в 1859—1873 гг. Издателями журнала были В.С. Курочкин и Н.А. Степанов, они же и печатались в «Искре»; с журналом сотрудничали Н.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, Г.З. Елисеев, Г.И. Успенский и периодически — Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Выступавший против крепостничества, злоупотреблений власти, особенно в провинции, журнал был закрыт правительством за «вредное направление».

Первый номер «Искры» появился через 7 лет после ухода из жизни Н.В. Гоголя. Думается, отпусти ему Господь пожить еще десяток-два годков, он непременно публиковался бы на её страницах. Если внимательно читать «Искру», то начинаешь понимать, что журнал является не чем иным, как идейным и в какой-то степени стилистическим продолжением гоголевского «Ревизора».

Любопытно, что Николай Александрович Степанов (1807—1877), один из создателей журнала, известный художник-карикатурист — уроженец всё той же Калуги и почти ровесник Гоголя. Его отец, писатель Александр Петрович Степанов, был калужским прокурором, а затем Красноярским губернатором. Литература о Николае Александровиче Степанове весьма обширна, ибо творчество его было многогранным.

Еще в детстве Николай обнаружил любовь к рисованию и наклонность к карикатуре. Систематического художественного образования он не получил, но имел возможность усвоить технику и выразительность рисунка благодаря тому обстоятельству, что в доме его отца постоянно жил какой-либо живописец. В 1821-м году Николай поступил в университетский Благородный пансион, где слушал лекции Мерзлякова, Павлова, Давыдова, Перевощикова и других профессоров. В пансионе господствовало увлечение литературой. Оно отразилось и на Степанове, не без успеха выступавшем со стихотворными опытами. В 1830-х гг. его стихи, по большей части юмористические, стали появляться в различных периодических изданиях. При внешней «сделанности» и звучности, в ранних стихотворных опытах Степанова ощутим недостаток истинного поэтического чувства.

В 1826-м году он окончил пансионский курс, а в 1827-м был назначен на службу в главное управление Восточной Сибири и откомандирован в Красноярск, где его отец в то время занимал пост губернатора. Во время службы в Сибири молодой Степанов стал пробовать свои силы в карикатуре. Богатую пищу острому жанру давали местные проявления чиновничьего произвола и беззакония. Карикатуры Степанова были настолько удачны и остроумны, что обращали на себя общее внимание. Окрылённый успехом своих рисунков, Степанов задумал было издание сатирико-карикатурного журнала «Минусинский Раскрыватель», но осуществить этот замысел в сибирской глуши оказалось ему не под силу.

Через пять лет службы он возвратился в родовое имение, село Троицкое, а оттуда вскоре отправился в Петербург, где поступил в департамент государственного казначейства. В 1836-м году он на некоторое время занял должность чиновника особых поручений при своем отце (который был тогда уже губернатором в Саратове), а затем возвратился к прежней службе в Петербурге. Между тем опыты Степанова в карикатуре делались всё серьёзнее и обширнее, свидетельствуя о его несомненном художественно-юмористическом таланте. Частые встречи с другом своим Глинкой, с Брюлловым, Кукольником и Я.Ф. Яненкой послужили источником созданной им серии блестящих остроумных импровизаций. Еще в 1830-х гг. он задумал составить и издать альбом карикатур на Булгарина и Глинку; относительно Булгарина, по разным причинам, намерение пришлось оставить, а на Глинку он нарисовал более пятидесяти замечательных карикатур, небезынтересных для характеристики знаменитого композитора.

Занимаясь карикатурами и поэзией гораздо более, чем службой, Степанов весьма медленно продвигался на служебном поприще, а в 1843-м и вовсе вышел в отставку с чином статского советника. Публично в качестве карикатуриста Степанов впервые выступил в «Ералаше» Неваховича и почти одновременно — в изданном Панаевым и Некрасовым «Иллюстрированном альманахе» «Современника» (1848). В 1849-м году вместе со своим зятем, известным композитором А.С. Даргомыжским, Степанов затеял «Музыкальный альбом» с карикатурами (издание Бернарда). Но всё же это были только опыты, которые не могли обеспечить его, вышедшего в отставку, материально.

Он начал «ваять» всегда удававшиеся ему карикатурные бюсты известных деятелей литературы и искусства, в которых юмористический элемент соединялся с удивительным портретным сходством. Когда в магазине Беггрова появились первые статуэтки работы Степанова, их стали раскупать нарасхват, и скоро они распространились не только в Петербурге и Москве, но и во многих провинциальных городах России. Спрос на его статуэтки настолько возрос, что Степанов для изготовления их должен был устроить особую мастерскую и нанять формовщиков. Статуэтки он изготовлял из воска, формовщики отливали их из гипса, а затем они раскрашивались. Среди этих бюстов-шаржей можно было найти изображения Глинки, Брюллова, Кукольника, князя Вяземского, Каратыгина, князя Одоевского, Греча, Булгарина, графа Соллогуба, Краевского, Панаева, Щепкина, Айвазовского, Григоровича, Бенедиктова, Белинского, Гончарова, Дружинина, Некрасова и многих других знаменитостей тех лет — примерно 80 «озорных портретов». В 1850-х годах Степанов вылепил около 40-ка небольших бюстов, в четверть натуральной величины (некарикатурных): Суворова, Державина, Ломоносова, Карамзина, Крылова, Озерова, Жуковского, Пушкина, Брюллова, Глинки и других русских деятелей, но эти бюсты расходились значительно туже. Иногда Степанов принимал заказы и на бюсты в натуральную величину.

В 1855-м году начал выходить, в издании Беггрова, альбом политических карикатур Степанова (три тетради по 10 листов), а в 1856-м вышел всего один выпуск (к изданию был приготовлен и второй, но он не увидел свет по политическим обстоятельствам). Главным объектом политической сатиры Степанов выбрал Наполеона III, и карикатуры на него наиболее удачны. За Наполеоном III следует лорд Пальмерстон, затем адмирал Нэпир, некоторые французские генералы и т. д. В период появления в свет этих карикатур Степанов надумал новое издание, которое взял на себя тот же Беггров, — карикатурный альбом «Знакомые». Он выходил в 1856-м — 1858-м годах (всего 36 листов со 195-ю литографированными рисунками, большая часть которых принадлежит Степанову). Альбом «Знакомые» вызвал к себе интерес и имел у публики успех, но особенно широкого распространения не нашёл, и через два года его выпуск прекратился. Наряду с работой в «Знакомых» Степанов с конца 1857-го года и до конца 1858-го сотрудничал в газете «Сын Отечества» Старчевского, опубликовав в этом еженедельнике 168 карикатурных групп.

В то время талант его как карикатуриста достиг уже полного своего развития. И вот тогда, летом 58-го года, Степанов задумал издавать сатирический журнал — вместе с поэтом В.С. Курочкиным1. Тот взял на себя литературную часть, а Степанов — художественно-карикатурную; нашлось немало одарённых сотрудников, и с 1859-го года начала выходить «Искра» — один из лучших русских сатирических журналов. Даровитые сотрудники «Искры» доставляли Степанову богатый материал для карикатур, которым он всегда умело пользовался. «Искра», отличавшаяся разнообразием и живостью содержания, приобретала всё большее расположение читателей: число её подписчиков доходило до семи тысяч, что в те времена означало успех издания. Еженедельно Степанов размещал в журнале четыре группы больших карикатур или двенадцать групп малых, а иногда и больше. «Искра» слыла изданием прогрессивным и либеральным; будучи журналом по преимуществу литературным, она тем не менее уделяла видное место и темам на злобу дня, и вопросам общественной жизни, насколько это дозволяли тогдашние цензурные условия. «Искра» задалась целью разрабатывать общие вопросы «путём отрицания ложного во всех его проявлениях в жизни и искусстве», используя «сатиру в её более обширном смысле».

За пять с половиной лет участия в «Искре» Степанов нарисовал для неё около 1600 групп карикатур. В 1864-м году между ним и Курочкиным произошел разрыв, и Степанов ушёл из созданного им журнала.

Современник, почти ровесник Николая Васильевича Гоголя, Николай Александрович Степанов, будучи знакомым с большинством друзей писателя, не мог не быть знакомым с ним самим. В любом случае Гоголь оказал огромное влияние на Степанова и его журнал. К сожалению, мне не удалось отыскать статуэтку или бюст Гоголя работы Николая Александровича (а вдруг со временем всё же найдётся таковая?), но то, что он своеобразно использовал творчество Гоголя в журнале «Искра», не подлежит сомнению. Иные его карикатуры очень напоминают рисунки самого Гоголя к театральному «Ревизору». Подписи к карикатурам — почти гоголевские по стилю. Литературный анализ их наверняка мог бы привести к более интересным выводам.

Здесь мы обратимся к наиболее «гоголевским» работам Николая Александровича, представленным на страницах «Искры». (СМОТРИТЕ КОПИИ СТРАНИЦ ЖУРНАЛА «ИСКРА» НА ЛИСТАХ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ).

Примечания

1. Поэт Василий Курочкин прославился переводами Беранже и сатирической комедии в стихах «Мизантроп» Мольера.