Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

23. Творец научно-популярного кино

Фильм стал переломным и спасительным в судьбе Каростина. Он победил судьбу в труднейших и невероятнейших испытаниях и стал видным мастером научно-популярного кино. Вот лишь неполный список его фильмов в этой области: «Творцы новой жизни» (1952), «На стройках столицы» (1954), «В свободном полёте» (1959), «Льноводы решают новые задачи» и «Аэрофлот к вашим услугам» (1961) и другие.

В 1947-м году вышла картина М.С. Каростина «Повесть о жизни растений», основой для неё послужила книга К.А. Тимирязева «Жизнь растений». Вот как отозвался о фильме академик А.И. Опарин: «Эта картина представляет большой познавательный интерес и обладает несомненными художественными достоинствами. Постановщики фильма стремились исполнить «тимирязевский» завет — так сказать о растении, чтобы оно для зрителей перестало быть «мёртвым предметом», ожидающим только латинского языка. Воочию, в блеске превосходных красок, зритель видит развитие ростка. Наиболее поэтическая часть фильма — о цветке «с толкущимися вокруг него насекомыми» — не только привлекает к себе внимание зрителей формой цветов и красками, но наглядно показывает «чудную связь», соединяющую оба царства природы — растение и животный мир».

Этот фильм М.С. Каростина стал крупным событием не только в СССР, но и за рубежом. Г. Александров и Л. Орлова, приехавшие из Венеции с VIII Международного кинофестиваля, радостно сообщили ему о том, что его фильм получил Золотую медаль Министерства просвещения Италии. В следующем году на Международном кинофестивале по земледелию и лесному хозяйству в Праге картина получила первую премию и хрустальный кубок. Её популярность была столь велика, что тогда же М.С. Каростин доработал её, и в 1948-м году она вышла на экран уже как полнометражный фильм «Жизнь растений».

В 1966-м году он представляет зрителю картину «От клетки к живому организму», рассказывающую об основных понятиях и достижениях современной генетики. Доктор биологических наук А.А. Нейфах так написал о фильме: «С точки зрения специалиста можно заключить, что сценарий не содержит сколько-нибудь грубых научных и методических ошибок. Отдельные неточности... в дикторском тексте легко могут быть исправлены... В целом можно считать, что фильм может быть пущен в производство, хотя следует отметить, что съёмка некоторых кадров представляет определенные технические трудности. В научном отношении фильм сделан правильно... В художественном отношении производит очень приятное впечатление. Он сделан со вкусом, смотрится с интересом и свидетельствует о высоком мастерстве постановочной группы».