Вернуться к Е.С. Князева. Описательные конструкции как системообразующие единицы номинации в структуре текста романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Введение

В процессе речевого общения человек постоянно вынужден решать проблемы номинативного характера, начиная от выбора единицы номинации и заканчивая созданием новых номинаций. Любое языковое средство, «претендующее» на роль единицы номинации, должно «представлять называемый предмет как отдельную сущность, выражать его средствами языка и далее заменять этот объект его именем как в речевой деятельности, так и в мыслительных операциях с объектами» [Кубрякова 1986: 38]. Такие свойства номинативной единицы основываются на базовой структуре номинации, которую в лингвистической литературе описывают при помощи так называемого «семантического треугольника» («реалия — понятие — имя»). В этом треугольнике реалия представляет собой денотат имени (экстенсионал), то есть сумму качеств целой группы объектов (всех реалий, которые обозначены данным именем), понятие предстает в качестве сигнификата имени (интенсионала), то есть смыслового содержания языкового знака, а в качестве имени выступает определенный звукоряд. Но о подобном противопоставлении денотата-экстенсионала сигнификату имени как смысловому содержанию можно говорить лишь по отношению к абстрактному акту номинации, тогда как в конкретном речевом акте сигнификат имени противопоставлен денотату-референту, под которым понимается тот объект действительности, о котором ведется речь в определенном речевом отрезке. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что референт может обозначать предмет не только объективной, но и вымышленной реальности, что характерно для произведений художественной литературы. Автор художественного текста по сути выступает как создатель множества актов номинации, из которых в итоге и складывается данный текст. К особенностям номинации в художественном произведении относится и то, что автор использует знаки с различными сигнификатами для указания на один и тот же референт. С помощью такого приема достигается большая выразительность текста.

На современном этапе развития языка процессы первичной номинации, характеризующиеся созданием новых звукорядов, встречаются крайне редко. При наименовании новой реалии субъект речи гораздо чаще использует номинацию вторичную, в процессе которой уже существующая в языке фонетическая оболочка «прикладывается» к новому объекту действительности. Такой вид номинации основывается на ассоциативности человеческого мышления.

Проблема выбора единицы номинации занимает видное место в лингвистических исследованиях, посвященных теории наименования. В качестве основного вида номинации в языке используется лексическая номинация, где номинативной единицей является слово. Процессы номинации затрагивают не только лексический, но и синтаксический состав языка. При создании синтаксической номинации в качестве основной номинативной единицы выбирается уже не слово, а целая синтаксическая конструкция, которая, как правило, носит описательный характер. Такие синтаксические построения, которые выступают в роли средства номинации как единое целое, мы называем описательными конструкциями (ОК). По мнению лингвистов, появление в речи большого числа описательных номинаций связано с тенденцией к активизации явлений номинационного аналитизма в современном русском языке.

Описательные конструкции чаще всего рассматриваются исследователями языка в составе сложноподчиненных предложений нерасчлененной структуры местоименно-соотносительного типа, а вопрос о принадлежности других типов предложений к числу описательных конструкций является дискуссионным.

Объектом данного исследования стали такие синтаксические конструкции, которые выступают в роли средства номинации как единое целое.

Предметом исследования являются структурные и функциональные особенности описательных конструкций.

Материалом для анализа послужил текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Данный текст был выбран в качестве материала исследования не только потому, что в нем представлен широкий пласт описательных конструкций разных структурных типов и стилистических функций, но и потому, что его автор признан литературоведами и лингвистами одним из образцовых писателей русской литературы, и в то же время особенности его языка почти не изучены, хотя именно язык произведений МС.А. Булгакова является одним из характерных примеров русского литературного языка XX столетия.

Целью работы является определение статуса описательных конструкций в кругу других средств номинации, анализ структурно-семантических особенностей описательных номинаций в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также выявление функций описательных конструкций в данном тексте.

Цель работы предполагает решение ряда задач.

1. Выявление универсальных характеристик описательных конструкций, определяющих их как семантический класс.

2. Разработка классификации для описательных конструкций по объему и объективности передаваемой ими информации.

3. Структурный и функциональный анализ семантических классов описательных конструкций.

4. Анализ особенностей употребления описательных конструкций в тексте художественного произведения.

Для выполнения поставленных задач применялись следующие методы исследования: метод сплошной выборки, сравнительно-сопоставительный метод, метод семантизации контекста, метод компонентного анализа, структурно-семантический метод, описательный метод, статистический метод, метод синонимических преобразований (трансформационный метод).

Актуальность работы обусловлена тем, что описательные конструкции, представляющие собой единицы номинации, которые находятся на стыке лексики и синтаксиса, недавно стали предметом систематического лингвистического изучения. Между тем, описательные конструкции играют существенную роль в организации художественного текста, а значит, выявление их свойств и функций позволит сделать шаг к объективной типологии художественных и нехудожественных текстов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что описательные конструкции в работе рассматриваются в первую очередь как особое явление синтаксической номинации, подробно анализируются их структурные характеристики и семантическое наполнение. В исследовании указывается на связь между авторским употреблением описательных конструкций, их функционированием в тексте художественного произведения и анализом художественного произведения. Утверждается и доказывается положение о том, что описательные конструкции могут играть структурирующую роль в художественном тексте.

Научная новизна работы заключается в том, что здесь впервые рассмотрены описательные конструкции внутри текстовой системы (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), выдвигается и доказывается положение о том, что в тексте этого произведения описательные конструкции образуют особую номинативную систему, которая направлена на раскрытие художественного замысла романа, приводится классификация для описательных конструкций, функционирующих внутри одного текста.

Практическая значимость исследования. Материал, содержащийся в диссертации, и ее выводы могут быть использованы при чтении курса лекций по синтаксису русского языка и при написании учебных пособий, предполагающих исследование семантического наполнения сложного предложения. Выводы и материалы диссертации могут быть применены при создании словаря синтаксических номинаций, а также при проведении различных исследований языка произведений М.А. Булгакова.

Достоверность полученных результатов и обоснованность сделанных выводов обеспечивается проработкой обширного теоретического материала, достаточной выработкой иллюстрационного материала, а также применением адекватных используемому материалу и задачам работы методов.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на XX Тверской межвузовской конференции ученых-филологов (Тверь, 2006), международной научной конференции «Дни славянской письменности и культуры» (Тверь, 2007), на заседаниях кафедр русского языка Тверского государственного университета и Военной академии воздушно-космической обороны им. Г.К. Жукова (Тверь).

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во Введении определяются цели и задачи исследования, раскрывается его теоретическая и практическая значимость, обосновывается новизна работы и аргументируется актуальность темы, описывается материал и методы исследования. В первой главе рассматриваются общие проблемы теории номинации, особый акцент делается на связь номинации и синтаксиса. Отдельный параграф первой главы посвящен проблемам описательных конструкций в современной лингвистической науке. Вторая глава посвящена основным функциональным типам описательных конструкций. Здесь используется уже существующая в лингвистической науке классификация подобных конструкций, а также предлагается новая классификация, основанная на других принципах. В третьей главе приводится характеристика описательных конструкций с точки зрения их функционирования в условиях художественного текста. В отдельных ее параграфах рассматриваются особенности употребления описательных конструкций в речи персонажей романа «Мастер и Маргарита», особенности наименования персонажей при помощи описательных конструкций, а также принципы создания художественного пространства текста с широким использованием средств синтаксической номинации. В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Анализ описательных конструкций с точки зрения новизны и объективности представленной в них информации позволяет объединить их в рамках текста в особую систему, раскрывающую особенности построения данного текста и его жанровую отнесенность.

2. В условиях художественного текста эта система работает на раскрытие замысла произведения.

3. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описательные конструкции особым образом используются для номинации персонажей, коррелируя с системой имен персонажей и привнося дополнительные художественные смыслы в авторские характеристики этих героев.

4. Описательные конструкции пространственного типа служат в романе «Мастер и Маргарита» для большей детализации реалий трех миров этого художественного произведения («московского», «ершалаимского» и «потустороннего»), смысловой привязке действий героев к художественному пространству и времени романа.