Вернуться к М.Н. Ишков. Операция «Булгаков»

Глава 6

На этом страница обрывалась.

Я уставился на неровно оторванный край листа как на прочерченный маршрут выживания. Уставился в ожидании чуда — пусть свет во тьме засияет.

Уставился в ожидании ржания котов, блеяния собак.

Уставился в ожидании зова с небес, вспышки Вифлеемской звезды.

Вокруг была тишина, тьма.

Беспросветная, перестроечная...

Издалека явилась смутная догадка — не так прост был Булгаков, чтобы написанием «Батума» пытаться «навести мосты», «вписаться» в нарождавшийся социалистический реализм... Советовать члену партии в тридцать каком-то году ознакомиться с Достоевским, официально объявленным «церковным мракобесом» и «буржуазным реакционером», — это было смелое решение.

Это было обретение ясности.

Мне было далеко до нее...

* * *

Но я увидал!

Увидал в окне, увидал в прошедшем времени, в параллельном пространстве...

Увидал наполненный теплым сумраком кабинет в Нащокинском переулке, две тахты. На одной расположился хозяин кабинета, на другой затаилась любимая женщина.

— Ты не спишь? — спросил мужчина.

— Нет.

— Сегодня ко мне приходил Иван. Он пишет научную работу о сущности зла. Подходит к этой проблеме с классовых позиций. Я посоветовал ему для начала рассмотреть этот вопрос в исторической перспективе.

Я затаил дыхание.

«...Человек занят делом, а я порой гляжу на себя и удивляюсь. Посуди сама, в ответ на дьявольскую свистопляску, развернувшуюся вокруг меня, некто из высших сфер милостиво разрешил мне существовать и даже предложил работу во МХАТе, а это что-нибудь да значит. Но когда я написал заявление, чтобы нас на два месяца — всего на два!! — отпустили за границу, меня истомили обещаниями, пожевали и выплюнули».

«...Ты не находишь, что я похож на человека, который лезет по намыленному столбу только для того, чтобы его стаскивали за штаны вниз для потехи почтеннейшей публики. Меня травят так, как никого и никогда не травили: и сверху, и снизу, и с боков. Ведь мне официально не запретили ни одной пьесы, а всегда в театре появляется какой-то человек, который вдруг советует пьесу снять, и ее сразу снимают. А для того, чтобы придать этому характер объективности, натравливают на меня подставных лиц...»

«...Ведь я же не полноправный гражданин... Я поднадзорный, у которого нет только конвойных...»

«...Если бы мне кто-нибудь прямо сказал: Булгаков, не пиши больше ничего, а займись чем-нибудь другим, ну, вспомни свою профессию доктора и лечи, и мы тебя оставим в покое, я был бы только благодарен».

«А может, я дурак, и мне это уже сказали, и я только не понял».

«...но я же сам видал паспорта. Они были готовы. Оставалось только заполнить анкеты. Мы их заполнили... Может, причина в тех двоих, что подсели с другого края стола?

Точно!!

Они подслушивали!!!

А я?

О чем я только не болтал — и о парижском климате, так похожем на наш киевский. О том, что, невзирая на окрики грузчиков, критиков и сапожников, могу уехать из Парижа куда мне захочется. Почему ты не наступила мне на ногу? Почему не заставила прикусить язык?..

Молчание.

— Ты спишь, Леночка?

После паузы.

— Нет...

Вновь пауза, затем голос женщины:

— Эти двое ни в чем не виноваты.

— Как ты можешь знать?

— Знаю. Это из-за меня...

— Что из-за тебя?

Тебя не пускают за границу. Они предупредили, что тебе опасно появляться в Париже.

— Кто они?

— ОГПУ.

Хозяин кабинета рывком сел на тахте.

— Ты это серьезно?

Женщина зарыдала.

Это длилось долго».

Я боялся шевельнуться, боялся вздохнуть, переменить позу — боялся что всякий, самый неслышимый шум погасит свет в окне.

«...наконец женщина выговорила:

— Я могу уйти, если ты пожелаешь. Мне смерть без тебя, но я уйду, потому что этому нет прощения. Я долго молчала, мне было так хорошо с тобой. Я смотрела, как подтянулся Сережа, как ты научил его ездить на коньках. Как помягчел старший, Женечка, — помнишь, сначала он исподлобья смотрел на тебя. Теперь не уходит, гуляет вместе с тобой и Сережей. Я так хочу ребенка от тебя, но если ты скажешь, я уйду.

— Мне дела нет до прощения!! О каком прощении может идти речь в этом безжалостном, вконец охамевшем мире. Ты клялась, что не бросишь меня. Что я умру у тебя на руках. Ты говорила искренно?

Женщина тоже села на тахте, прижала руки к груди.

— Ты не веришь? Ты не веришь?!

— Я верю, Леночка. Это так просто, так по-человечески отдать всю себя и сообщать о каждом моем поступке.

— Я никогда не сообщала.

— Я неправильно... я обидно выразился. Я не о том... я не так хотел сказать. Мне плевать, сообщала ты или не сообщала. Мы должны выжить. Против меня был целый мир — и я был один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно Ты у меня очень умная, а говоришь о каком-то прощении. И решительная. Плевать мне на прощение!.. Вот что важно — ты сказала это в самый нужный момент. Почему ты выбрала этот момент?

— Потому что ты места себе не находишь. Ты мучаешься, хвораешь — и я догадываюсь... У тебя нелады с романом? Вот тебе новый сюжетный поворот.

Пауза долгая, напряженная. Хозяин закурил. Женщина, сложив руки на коленях, ждала.

Хозяин, докурив, подсел к ней на тахту, обнял за плечи.

Женщина вновь зарыдала.

— Тебе не идут слезы, — прошептал мужчина.

Женщина крепко поцеловала его.

Мужчина взял ее лицо обеими руками и легонько отстранил.

Долго разглядывал.

— Вот ты какая.

Помолчав, добавил:

— Они, по-своему, правы, но и мы с тобой не простаки... Что они рассказывали о Париже? Что меня там ждет? И кто эти «они»?

— Гендин, особоуполномоченный...

— Во как — особо!.. Впрочем, я его знаю. Что же он рассказал?

— Как ты попал в плен к красным...

Мужчина вскочил и быстро заходил по комнате.

— Дальше! Дальше!!

— Что в Париже тебя ждет смерть. Один из тех двоих, отказавшихся лечить красноармейцев, сумел выжить и добрался до Парижа.

— Дальше! Дальше!..

— Там он сумел устроиться таксистом, но, по словам Гендина... Кто такой этот Гендин?

— Один умный человек. Он как-то допрашивал меня. Слишком умный... Дальше!

— Он не забыл, что случилось с ним зимой двадцатого, и все эти годы копил злобу. Хуже того, он сумел настроить против тебя товарищей по Обще-Воинскому союзу.

— Это на него похоже.

— Ты слыхал об этом врангелевском союзе?!

— Нет, об этом мерзавце. Дальше!

— Эти братцы накопили столько ненависти на советскую власть, что только держись.

Женщина уже несколько освоилась.

— Масла в огонь подлил некто Ходасевич, невозвращенец. Якобы в октябре прошлого года в парижской газете «Возрождение» была опубликовал статья «Смысл и судьба «Белой гвардии», в которой Ходасевич убеждал читателей, что не только роман, но и сама пьеса являются завуалированной и по этой причине особенно опасной апологией красного режима.

Гендин заявил, что эта статья якобы наделала шум в эмигрантской прессе. Как раз в эти дни в Париже была опубликована «Белая гвардия», к постановке готовят булгаковский водевиль «Зойкина квартира». Да и за «Турбиными» дело не станет...

— Это на него похоже.

— На кого?

— На Ходасевича. Я получил весточку от Горького. Он, конечно, тот еще нижегородский хитрован, но в этом случае поступил честно. Написал, что предупредил Сталина о происках Ходасевича. Как тот подуськивает эмиграцию.

— Я не знаю, как Ходасевич подуськивает эмиграцию, но Гендин предупредил, что тебя в Париже ждут не дождутся.

— Порой и черт проявляет благородство, особенно когда речь идет о карьере. Но можно ли верить черту?

— Черту нельзя, а человеку можно. Ты можешь обратиться к этому самому Гендину за разъяснениями...

— С ума сошла!! Об этом молчать! Молчать, молчать, молчать!.. Как о встречах с... Под пытками молчать.

Мужчина долго прикидывал что-то про себя. Потом выговорил:

— Стоит только обратиться к Гендину за разъяснениями, и я никогда не допишу свой роман. Сгину бесследно, бесполезно. От них правды не добьешься. Ленусик, ты тоже никогда и никому не обмолвишься о том, в чем призналась мне. Ты будешь молчать как рыба, как иерихонская стена, какими бы сладким не показался тебе зов медных труб. Ты будешь молчать как море. Оно — единственный свидетель... Ты можешь говорить обо мне что угодно, но о главном ты должна молчать. Ты можешь сообщить, что после звонка Сталина, я выбросил в пруд револьвер, с которым до той поры не расставался.

— Миша?! — женщина сцепила пальцы. — Неужели?..

— Да. Я умру через несколько лет, и я каждодневно, ежечасно прошу Господа — помоги мне закончить этот роман! Это мое заветное желание, а собачий хор критиков не унимается. Если бы ты знала, как мне надоела эта мещанская сволочь!.. Неужели у Воланда других забот нет?.. Разве что вот так «...она ехала на трамвае по Арбату и то думала о своем, то прислушивалась к тому, о чем шепчется гражданин, сидящий впереди нее...»

Он запнулся.

Женщина шепотом подсказала:

— Милый, гражданин не может шептаться сам с собой, его выведут из трамвая... Пусть их будет двое.

— Хорошо, пусть их будет двое.

— А я, милый, сяду на скамейку, чтобы мне был виден Манеж, — уже погромче выговорила она. — И когда ко мне подсядет Гендин...

— Какой, к черту, Гендин! К тебе подсядет демон безводной пустыни, демон-убийца... К тебе подсядет сам Дзержинский...

Но об этом молчок.

* * *

Видение угасло.

Я вышел на балкон. Прямо под балконом сидел черный, громадный котяра. Только теперь я догадался, на кого было похоже это прожорливое чудовище.

На Молотова...

Только пенсне не хватало.

Он в упор смотрел на меня.

Смотрел не мигая, — и в этом жутковатом, большевистско-библейском взгляде я узрел убедительное доказательство, что увиденное мной являлось правдой, жизнью, историей, литературой.

Всем всмятку.

Кошачьи глаза не способны лгать. Более того, только коты умеют виртуозно молчать о главном.

Мне стало весело. Мне показалось, я ухватил краешек новой морали, которую выковал господин Гаков.

Разве дело в прощении?! В обличительной позе? В раскаянии?.. В криках и воплях?.. В «ответственности», «целеустремленности» или «принципиальности»? В поездке на заграничный курорт?.. Разве прыжок с четырнадцатого этажа или одновременное написание двух романов — и нашим и вашим — поможет выжить? Тем более, что у меня был такой опыт...

Писал...

О чем только не писал!

Боже, прости меня, о чем я только ни писал!!

Об установлении советской власти на Кавказе, о дрессировке собак, искусстве верховой езды, хотя сам всего два раза сидел в седле. О буднях дагестанского аула, архитектуре горских жилищ, попытках покорения Северного полюса — к сожалению, до Южного добраться не успел. О путешествиях во времени, звездных мостах и боевых роботах.

О подвигах советских разведчиков в тылу врага, сумевших через завербованного Бормана выйти на самого фюрера и склонить его проиграть войну.

Гитлер согласился не сразу. Два года сопротивлялся. Потом, после битвы на Курской дуге, плюнул — хрен с вами, я лучше застрелюсь в свой рейхсканцелярии, чем с вами бодягу тянуть...

А сколько было историй!..

О библейском Навуходоносоре, удачливом Кортесе, легендарной Семирамиде, оказавшейся вполне земной женщиной с трудной и незавидной судьбой. О придурковатом Валтасаре. О римских императорах — Траяне, Адриане, незабвенном Марке Аврелии и кошмарном Комоде, а еще череда знаменитых авантюристов — Кортес, Сен-Жермен, Вольф Мессинг...

Всего и не упомнишь, а зачем?

Я схватился за голову...

И что значит выжить?

С этим метафизическим вопросом я вернулся в комнату, собрал всю колбасу, которая лежала в холодильнике, и вернулся на балкон.

Друзья из кошачьего племени ждали меня.

Они это заслужили.

Налетай, ребята!..