Вернувшись домой, я, сориентированный Рылеевым, испытал что-то вроде раздвоения личности. Принуждаемый к авторству, я не мог найти в себе ни сил, ни желания сделать из этих измышлений занимательный боевик.
Разве что метабиографическое повествование...
Хуже всего, что я не знал, за что ухватиться. Можно, конечно, при существующем заказе на Большую ложь сочинить занимашку о пребывании сбежавшего после выступления в Кремлевском дворце съездов «неустрашимого борца за свободу» Булгакова и всей этой гоп-компании в Париж, где скинувший цепи духовного принуждения автор к радости читателей извергает десятка полтора «Мастеров» и с десяток «Театральных романов».
Это для Клепкова...
Для Рылеева тоже существовал проверенный рецепт.
Можно, используя представленные им материалы, сакцентировать «светлую идею» построения социализма в отдельно взятой стране. Сюда можно запросто пристегнуть «попутчиков», а также вывернутого наизнанку Булгакова. Пусть тоже активно поучаствует в этом процессе и заодно для развлекалово поможет доблестным чекистам скрутить «плохих парней» библейских сказаний — Коровьева-Фагота, безжалостного демона-убийцу Азазелло и обязательно черного котяру. Затем путем активного перевоспитания вовлечь их в социалистическое строительство.
Трудность в том, что при внешней логичности и коварной убедительности Рылеева, он жил прежними представлениями о добре и зле. Я бы назвал их отжившими. Это был факт, с ним нельзя было не считаться. Лукич до сих пор убежден, что «твердая жизненная позиция», «целеустремленность», «принципиальность» вкупе с «ответственностью» и «верой в идеалы» способны творить чудеса. Другими словами, он до сих пор живет надеждой, что стоит только пробудить эти почившие в бозе понятия, и «правда» восторжествует.
Дело само собой пойдет на лад.
Вопреки истине...1
Также смущало другое.
Сам Булгаков!
Как ни крути, но Михаил Афанасьевич остался в России и что-то понял в окружавшей его российской смуте. Понял не где-то в Париже, а на родной земле. Это было немало, это было даже очень много, но как объяснить этот выбор Рылееву, с одной стороны, и Клепкову с компанией «продажных писак», с другой?
Трудность была вовсе не в моей творческой немощи или продажности, а в конкретном прикиде.
У Рылеева не было издателя, следовательно, как продюсер он значительно уступал Клепкову. К тому же в отличие от меня он плохо знал Толяна. В своей деятельности Лукич как ветеран спецслужб имел дело преимущественно с профессиональными производителями версий только с противоположной стороны, либо с жестокосердыми людьми, для которых чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка. Таких хлебом не корми, только дай пострадать за истину.
Невзирая на последствия!..
Для них — «плюсовых», «минусовых», «мнимых», «комплексных» — важнейшими из человеческих достоинств считалась «беззаветная преданность идеалам» и непременное участие в «борьбе».
Клепков был не из таких. Чего-чего, а хватки и умения молчать о главном ему было не занимать. Выживи советская власть, и он двинулся бы вверх по партийной линии. Мы были знакомы не первый год, и я ясно представлял — разговор о неизвестном романе Булгакова или выступлении труппы Воланда в Кремлевском дворце съездов пустопорожней болтовней никак не назовешь. Жоржевич умел вцепляться в добычу, и этой добычей, способной принести жирные дивиденды, был я есмь.
Непонятно, правда, почему? Неужели нельзя найти более покладистого текстовика?
Была в его настойчивости какая-то подоплека, привязывавшая его даже не ко мне, а, скорее всего, ко всему, что в его понимании связывало Булгакова с современностью, какой бы идиотической эта мысль не могла показаться.
Но и ко мне тоже...
Я заскучал. Вышел на балкон. Хотелось пообщаться с черным, много повидавшим кошаком или с его белым оппонентом.
Хотелось поделиться с ними нажитым... Излить тоску, печаль и нежелание служить двум господам сразу.
Никто из пушистых гуляк не откликнулся на мой безмолвный вопль. Мяукнуло какое-то миниатюрное создание и, перебежав дорогу, уселось под балконом.
Мяукнуло еще раз. Мяукнуло требовательно, бескомпромиссно.
Делать было нечего, пришлось пожертвовать куском колбасы. Знать бы еще, что жертвую колбасу на благое дело.
Котенок, получив гуманитарную помощь, тут же спрятался в кустах и заурчал. В этой естественной, не подсудной творческим мукам потребности, в ворохе разочарований, одолевших меня, отзвуком припомнилась булгаковская кошка, которую тот перевез в дом на Большой Пироговской.
Я не удержался, вернулся в комнату и заглянул в начало «Театрального романа».
«...проснулся я в слезах. Я зажег свет, пыльную лампочку, подвешенную над столом. Она осветила мою бедность — дешевенькую чернильницу, несколько книг, пачку старых газет. Бок левый болел от пружины, сердце охватывал страх. Я почувствовал, что я умру сейчас за столом. Жалкий страх смерти унизил меня до того, что я простонал, оглянулся тревожно, ища помощи и защиты от смерти. И эту помощь я нашел. Тихо мяукнула кошка, которую я некогда подобрал в воротах. Зверь встревожился. Через секунду зверь уже сидел на газетах, смотрел на меня круглыми глазами, спрашивал, что случилось. Дымчатый тощий зверь был заинтересован в том, чтобы ничего не случилось. В самом деле, кто же будет кормить эту старую кошку?»
— Это приступ неврастении, — объяснил я кошке, — она уже завелась во мне, будет развиваться и сгложет меня. Но пока еще можно жить...»
* * *
Зазвонил телефон.
Кто это мог быть в такую пору? Кому еще не дает покоя проблема Большого зла и с чем его едят.
— Привет...
Боже мой, Нателка!..
— Здравствуйте, Натела Саркисовна. Как ваше ничего?
— Не дождешься!..
— А вдруг?
— Веселись, пляши и пой, ты откуда пень такой?
— Из деревни Хлудово... Гляжу, бодрость не теряешь. Прости, что долго не звонил.
— Прощаю. И напоминаю, что в пятницу год со смерти Валерки. Придешь?
— Обязательно.
— Все так говорят. Тогда к пяти, на Ленинский проспект, к родителям...
* * *
Нателка как в воду глядела — на поминки явились только я и Стас Погребельский, мой однокурсник, тоже перебивающийся случайными заказами. С переводами у Клепкова ему не повезло — языка, хотя бы в пределах институтского спецкурса, он не знал, а редакторши решительно отказывались переписывать его тексты. Кормушку ему предоставила какая-то знакомая, рекомендовавшая Стаса в качестве мастера «любовных романов».
Там он с трудом, но прижился и даже получил некоторую популярность у читательниц, ностальгирующих по советскому прошлому. Одна из них, «учительница с многолетним педагогическим опытом», прислала письмо, в котором просила сообщить, что еще кроме романа «Любовь не выбирает» написал С. Погребельский. В письме также приводилась сразившая ее фраза: «...она, нагая до предела, раздвинув ноги, лежала перед ним и стыдливо прикрывала ручкой глаза. Он посмотрел на ее грудь, округлый живот, роскошные бедра, на самое женскую тайну, и ему захотелось сделать что-то большое и нужное людям».
Учительница обращала внимание издательства на глубокий смысл этой прозы: «...автор очень верно подметил — каждая женщина должна отдаваться только тому человеку, который не изменил идеалам и способен сохранить верность в любви и дружбе».
Письмо кончалось неутоленным призывом: «Где ты, человек с большой буквой?»
Стас был легким и незлобивым человеком, общаться с ним было приятно, но, главное, он был напичкан всевозможными подковерными и окололитературными историями и всегда был в курсе самых свежих сплетен и слухов. Такого рода оперативную деятельность он называл «поиском вариантов». Стас утверждал — «волка ноги кормят», иначе «не выжить». Что лукавить, каждый из нас, заплутавших в литературных дебрях, был очень заинтересован в подпольных и не оглашаемых при посторонних сведениях.
В ожидании приглашения к столу я зашел к детям.
У Пряхинцева были две дочки — старшая Оля, и четырехлетняя Аня. Родители Валерки поселили их в одной комнате с мамой. Здесь было тесно, из прежней обстановки сохранился старый, потертый диван, на котором вдова спала со старшей дочерью, и детская кроватка для Ани.
Они занимали всю площадь.
Кроме дивана и кроватки Натела перевезла на Ленинский только личное — фотографии, рукоделье, несколько картин, а также с вынужденного разрешения родителей Пряхинцева простенько-полосатого кота Мурзика. Все материальное — большую кровать, пару ковров, телевизор, холодильник, румынскую стенку, столы, стулья — вдова продала новым хозяевам.
Я сел на диван. Аня залезла ко мне на колени и спросила:
— Посему зайцы зимой белые? — и не дождавшись ответа, укоризненно выговорила: — Больсой, а не знаес. Потому сто снег едят.
Мне стало совсем тоскливо. Круги от Валеркиного прыжка не расходились до сих пор, ведь и над этим московским, пусть и трехкомнатным жильем, неотвратимой угрозой висели долги.
Светлую печаль вернула мне старшая, с которой мы дружили. Она обожала делиться со мной тайнами. Вот и на этот раз Оля, зажав в руке листок бумаги, терпеливо ждала, пока Аня слезет с моих колен.
Пересадив младшую поближе к Мурзику, я взял листок и спросил:
— Читать?
Оля заговоршицки поджала губы и кивнула.
Я вслух прочитал название.
— «Сказка»... Жила-была змеюга горючая. Однажды она пошла в лес и встретила волка. Волк отрезал ей лицо.
На этом сказка заканчивалась.
Я удивленно глянул на Олю.
— И что?
— И съел его! Что еще ждать от волка!.. Он же был не дрессированный!
— А дальше?
— А дальше охотники поймали волка, вынули лицо и пришили змеюге.
В этом светлом, жизнеутверждающем финале просвечивала рылеевская убежденность в окончательном торжестве «идеалов» — многие называют их «измами».
— Здорово! Такое не придумаешь.
Оля, вся такая серьезная — в папу! — возразила:
— Я же придумала! А еще я хочу писать стихи. Только после того как папа упал с балкона, кто их будет читать?
Между тем Аня учила кота, потягивавшегося на диване.
— Сколько тебя усили, следи за спиной. А ты и усом не моргнесь! Какая у тебя осанка вырабатывается?..
В комнату заглянула Натела.
— Прошу к столу.
Она как всегда была энергична и умело держала себя в руках. Правда, улыбаться перестала.
Стол был накрыт по-московски — селедка под шубой, «оливье», рыбный салат, нарезка.
Родители Валеры посидели немного и ушли — они до сих пор не могли простить невестке роковой прыжок. Переубедить их в том, что Натела, если бы захотела, сумела бы предотвратить трагедию, было невозможно. Свекровь так и заявила Нателе — ты должна была бревном лечь на пороге балкона. В свою квартиру они пустили ее только ради внучек...
Уходя, старики хотели взять с собой детей, но обе девочки отказались. Они, словно по команде, отправились в свою комнату.
Разговор плавно переместился на Пряхинцева — какой он был искрометный, увлекающийся, как много знал, какие подавал надежды.
— Ага, — согласилась Натела. — Только увлекался не тем.
Погребельский между тем продолжал перечислять:
— ...он всегда был готов помочь другу. Однажды я спросил — тесть куму зять? Никто, кроме него, не смог ответить, а он сразу, влёт, не задумываясь — нет, деверь.
Мы с Нателой улыбнулись.
Затем разговор перешел на бытовуху.
Стас поделился удачей — ему удалось подцепить заказ на составление сборника «юморных» песен, куда также должны были войти песни «дворовые», «солдатские», «шуточные». Эта задумка, как известно, вскоре оформилось в солидные и прибыльные проекты, прозвучавшие на телевидении и по радио.
— Ты тоже, — предложил он мне, — можешь поучаствовать. Я запишу тебя в составители или в авторы. Помнится, Валерке нравилось, как ты пел «Сын поварихи и лекальщика». Или «Здравствуй, чужая милая». Слова не забыл?
— Не забыл, только это не мои слова.
— Пустяки! — махнул рукой Погребельский. — После указания авторства поставлю знак вопроса, а если кто-либо попытается отстаивать свой приоритет, пусть отстаивает. Нам бодяга только на руку, тем более что у этой «Милой» редакций не счесть... Прорвемся на телевидение, устроим круглый стол, поспорим — кто автор. В этом случае редакция обещала платить с тиража, а тираж после телевизионной картинки будет ого-го!..
Я задумался — круг, волей Клепкова и Рылеева сомкнувшийся вокруг меня в литературной плоскости, на глазах обретал пространственно-жизненную протяженность. Послушать Стаса, жить не хочется! Опять беги, хватай, регистрируй на свое имя «Чужую милую» или «Девушку из Нагасаки». Этими песнями мы всегда пользовались бесплатно, пели от души и для души, а теперь выходит, кто не успел, тот опоздал?
Потом заговорили с сочувствием — как Нателке живется со свекром и свекровью. Она улыбнулась, правда, без энтузиазма. Достают ли ее должники? Пока нет, но кое-кто уже предложил поменять эту квартиру на его хрущевскую двушку на Варшавке. А ты? Я отбиваюсь. В случае чего приду в суд с детьми. Они такой рев устроят.
— Ну-у, это не вариант, — возразил Стас.
— У тебя есть получше? — спросила Нателка.
Она справилась со слезами.
— А Клепков? — поинтересовался я.
— Дал срок два месяца...
Вдова не стала уточнять. Впрочем, здесь и так все было ясно, хотя в разговоре со мной Жоржевич упомянул о месяце. Я не рискнул развивать эту тему.
— Возможно, возьму кредит. Если свёкор согласится...
Стас предложил вдове подключиться к составлению сборника — найти и собрать тексты песен, напечатать их на машинке или набрать на компьютере.
— Какие песни, Стасик! — возмутилась Натела. — Мне на детей времени не хватает. Сборник перепечатать возьмусь, а бегать по библиотекам ни сил, ни времени нет.
Она обратилась ко мне:
— У тебя нет какой-нибудь завалящей рукописи?
— Я сейчас переводами не занимаюсь. Тружусь над Булгаковым.
— О-о, — удивился Погребельский, — это shoking! Клепков решил Булгакова печать?
— Нет, — ответил я. — Я пока на свой страх и риск. Впрочем, — обратился я к Нателе, — могу передать тебе первые сто страниц. Никак не соберусь перейти на компьютер...
— Давай, — кивнула Натела. — На безрыбье и рак рыба.
Мы выпили.
Водочку вдова пила наравне с нами.
Примечания
1. Для ясности хочу обратить внимание читателя на этимологическое происхождение слова «истина». Оно означает «то, что есть».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |