Исследование содержания образов света в прозе М.А. Булгакова в аспекте выявления смысловой глубины его художественного мира, отражающего особенности авторского мировосприятия, приводит к следующим выводам
Художественное освоение Булгаковым реальности имеет специфические особенности. Для творчества писателя характерны устойчивость тем, идей и образов, постоянство мотивов, повторяемость сюжетных ситуаций, неизменность авторской нравственно-этической позиции и т. д. Это дает основания для определения художественного мира Булгакова как идейно-художественного единства, в рамках которого разные по жанру, способу типизации, характеру обобщения, идейно-эмоциональному пафосу произведения могут быть рассмотрены как элементы единой системы.
Важная роль в ней принадлежит образам света. Свет в произведениях писателя многообразен и разнопланов. Различны источники света: луна, солнце, звезды, фонарь, лампа, свеча, факел, светильник и т. д. Свет наделен способностью к активному действию, он «танцует», «играет», «льется», «качается» и т. д. Свет в художественном пространстве прозы писателя имеет разные способы распространения и форму: мягкое расплывчатое сияние, резкий луч, «световой пучок». Свет может быть локализован в пространстве — вверху или внизу, он может иметь различное местоположение и степень удаленности по отношению к человеку. Ему присуща различная степень интенсивности, он может быть «слабым», «тусклым», «угасающим», «сильным», «ярким», «ослепительным», «ярчайшим», «ослепительнейшим» и т. д. Различна степень динамичности света, он может «сочиться», «мерно заливать» пространство, может «обрушиваться», «разбрызгиваться», «кипеть», «полыхать» и т. д. Образ света многообразен по значению экспрессивно-эмоциональных оттенков чувств, им вызываемых и им сопровождающихся: он может быть «веселым», «жалобным», «тревожным», «беспокойным», «трепетным», «пугающим», «яростным», «бешеным», «пронзительным» и т. д. Многообразие характеристик свидетельствует о том, что образы света являются важнейшей смысловой составляющей художественного мира писателя.
Методика исследования художественного текста, направленная на постижение его содержательной глубины через анализ составляющих текст структурных элементов в аспекте исследования их генезиса, функции, семантики, связи с контекстом творчества писателя и «дальним» историческим контекстом, а также обращение в процессе анализа к символу как к категории поэтики, наделенной семантической многозначностью, которая может быть выявлена в рамках указанных контекстов, позволила сделать следующие выводы.
В прозе М.А. Булгакова можно выявить три вида художественных образов, имеющих обобщенно-символическое значение.
Первый вид — это образы-символы, относящиеся к категории «вечных» образов, имеющих давние литературные, мифологические, философские, культурологические традиции. В произведениях эти образы могут быть приложимы к разным конкретным эпохам и обстоятельствам. Важной особенностью образов этого вида является то, что они, по определению Н.А. Кожевниковой, «выражаются и в слове, как микрообраз, и возникают как общее значение, как «приращение смысла», словами не выраженное. Они... многократно реалистически мотивированы, но универсальность мотива не затухает, ...постоянно ощущается за конкретным, над ним» (66, 64).
Второй вид образов условно обозначен нами как «авторские образы-символы». По высокой степени художественной обобщенности и способу ее создания авторские образы-символы тождественны образам вечным, но в отличие от них, не имеют смысловых напластований и давних традиций.
Третий вид образов составляют образы контекстуальные. Их насыщенность идейно-эмоциональным смыслом, имеющим характер обобщения, проявляется в результате рассмотрения контекста нескольких произведений, объединенных родственными темами, идеями, типом героя.
Свет в символическом значении, присущем образам солнца, луны, звезд, электрического света, огня, лампы развивается на протяжении всего творчества М. Булгакова-прозаика. Образы света, включая в свое смысловое поле традиционное содержание, закрепившееся за ними в литературе, философии, искусстве, приобретают в контексте творчества писателя своеобразное авторское значение.
Содержание образа солнца в прозе М. Булгакова включает в себя языческие, библейские, апокалиптические ассоциации, являющиеся его смысловой основой. Автор настойчиво соотносит образ солнца с событиями начала века в России. В рассказах («Китайская история», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона») образ имеет апокалиптический смысл, характеризующий влияние исторических событий на жизнь человека как драматическое. В повести «Роковые яйца» образ солнца имеет амбивалентный характер, определяющийся библейским и языческим ассоциативными планами и отражающий неоднозначный характер размышлений писателя о революционных событиях, метафорически переосмысленных в сюжете произведения. В романе «Белая гвардия» апокалиптическая и языческая основа содержания образа, развивающегося на протяжении повествования о событиях гражданской войны, также имеет двойственный характер. Символика солнца создает контраст между представлениями о ценности ушедших в историю времен и антиценностным характером современных автору событий, а также выражает авторскую надежду на неокончательность происходящего. В романе «Жизнь господина де Мольера» содержание образа солнца, восходящее к фольклорным и историко-культурным традициям, связано с идеей писателя о пагубности власти тирании. В романе «Мастер и Маргарита» образ солнца совмещает апокалиптический и светско-философский варианты значения, объединенные мыслью о пагубности попрания нравственных основ для человека и мира. Так в процессе развития в прозе Булгакова образ солнца приобретает символическое значение катастрофичности событий, происходящих в результате притупления нравственного начала в человеческом обществе.
Образ луны, имеющий давнюю культурно-историческую традицию в мировой мифологии, философии, литературе, в прозе М. Булгакова связан со сферой внутренней, духовной жизни человека.
В повести «Роковые яйца» содержание образа выражает авторскую мысль о важности творчески-позитивного начала в процессе самореализации человека. В пьесе «Бег» образ луны получает дальнейшее развитие, приобретая значение вины, страдания и раскаяния. Смысл образа связан с авторским осознанием того, что современная ему эпоха, эпоха борьбы и ненависти, не дает человеку возможности развивать в себе позитивные начала и ведет к дисгармонизации жизни. В пьесе «Дон Кихот» образ луны приобретает вневременной характер и символизирует трагическое противоречие наивной романтической воодушевленности с прагматической реальностью. В романе «Мастер и Маргарита» образ луны как символ, имеющий ярко выраженное традиционное сказочное начало и являющийся результатом размышлений писателя о человеке и бытии, получает наиболее полное выражение. Семантика луны многообразна, она включает в себя значение важности духовного начала в человеке, проявляющегося в способности творить, воспринимать новое, испытывать вину, страдать, мучиться, любить и прощать, спасая таким образом себя и окружающий мир от власти разрушительного равнодушия, безразличия и косности. Символическое содержание образа основано на авторском убеждении, что одно из важнейших условий и путей достижения гармоничного бытия человеком — обращение к его позитивно-духовным основам.
Содержание образа звезд в прозе М. Булгакова близко семантике образа луны. Сохраняя богатейший традиционный смысловой потенциал, образуемый мифологическим, библейским, фольклорным, философским, культурологическим, литературным подтекстами, образ в контексте произведений писателя приобретает принципиально новое содержание. Его значение в рассказах «Налет», «В ночь на 3-е число» (Из романа «Алый мах»), «Я убил» отражает авторское стремление определить место и степень значимости человеческой жизни в рамках конкретного исторического времени и в масштабах вневременных. Кроме того, символика звезд, прямо соотносимая в произведениях писателя с революционными событиями, отражает стремление Булгакова отыскать в них нравственное начало, способное объяснить и оправдать происходящее. В романе «Белая гвардия» образ-символ звезд сохраняет указанные значения, углубляя и развивая их. Содержание образа выражает авторские размышления о человеке и времени, итогом которых является мысль о вневременной значимости человеческой жизни и ее ценностей.
Образ электрического света в прозе Булгакова выражает восприятие новой эпохи писателем. В рассказах («В ночь на 3-е число» (Из романа «Алый мах»), «Красная корона», «Я убил», «Налет») электрический свет (фонарь) он является символом революции и гражданской войны. В ранней прозе возникает связь электрического света и мотива смерти, становящаяся в последующих произведениях постоянной и определяющей в семантике образа. В повести «Роковые яйца» электрический свет, сопровождающий течение событий, приобретает символическое значение смертельной опасности внедрения в жизнь непроверенных теорий. В романе «Белая гвардия» содержание образа включает, помимо названных, значение болезни и предательства. В пьесе «Бег» образ фонаря становится символом бесконечных жертв братоубийственной войны. Образ электрического фонаря в творчестве писателя приобретает характер глубоко и емкого символа революции и гражданской войны, основанных на идее классовой борьбы, расцениваемой автором как ложная по своей сути идея, влекущая к напрасным насилию и убийствам. В романе «Мастер и Маргарита» символика электрического света отражает авторский взгляд на проблему соотношения истинного и ложного в жизни человека, а также выражает булгаковскую оценку новой эпохи как времени утраты важных духовно-нравственных ориентиров. Содержание образа неоднозначно и подвижно. Обращаясь к характеристике интенсивности света, его ограниченности рамками замкнутого пространства, прибегая к «несветовому» варианту образа света — мотиву угасания — автор размышляет об историческом конфликте прошлого и настоящего, о революции и эволюции, о путях и способах противостояния разрушительному характеру наступающей эпохи.
Размышления о том, что делает жизнь человека прочной основой бытия и бессмертия, реализуются в содержании образа света, наполняющего человеческое жилье. Образ лампы и образ огня в прозе М. Булгакова имеют символическое значение первостепенной значимости Дома — точки пересечения бытового и бытийного. Содержание образа огня опирается на мифологическую основу, включающую в себя позитивное, созидательное и негативное, разрушительное значения. Писатель реализует оба смысловых варианта, каждый из которых является трансформацией мысли о важности и спасительности Дома как воплощения нормы жизни, основанной на традициях, памяти, культуре. В рассказе «Ханский огонь» смысл образа огня, включающего в спектр своих значений фольклорные и библейские, отражает точку зрения писателя на причины и последствия исторических событий, повлекших за собой начало разрушения Дома. В повести «Собачье сердце», рассказе «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» содержание образа огня проецируется на события, имеющие в основе социальную идею, провозгласившую право стихии на свободу проявления, и имеет значение опасности. В рассказе «Налет», романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» семантический спектр образа включает в себя значения помощи и спасения, связанных с темой памяти. Эта тема также является важной смысловой составной образа лампы. Этот образ в контексте произведений писателя («Записки юного врача», «Необыкновенные приключения доктора», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита») приобретает позитивное значение ценности человеческой жизни, хранящей память о былом и обладающей творческим началом.
Образы-символы света в прозе М.А. Булгакова являются способом выражения авторского взгляда на бытийные проблемы в аспекте взаимосвязи и взаимозависимости человека и времени. Символика света в художественном мире писателя образует своеобразную систему, в основу которой положена мысль о человеке как основе существования истории и вечности. Личность, имеющая богатый духовный, творческий потенциал, неизменные нравственные позиции и ориентиры, ощущающая связь с предшествующими поколениями, является залогом возможности противостояния самым страшным историческим катаклизмам, противостояния трудного, но необходимого и для каждого конкретного человека, и для мира людей в целом.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |