К «демоническим» образам, традиционным и в русской, и в мировой литературе, обращались многие наши классики: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.
Скажем, неоднозначно складывалось отношение Достоевского к Лермонтову. Мотив «Демона» — один из литературных источников, подготовивших почву для «бунтарей» Достоевского. Своеобразное преломление в прозе Достоевского нашли приемы психологического анализа, разработанные в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Самоанализ Печорина — начало «подпольной» психологии героев Достоевского [15, 47].
В демонизме Достоевский видел «не непримиримость по отношению к действительности», а лишь «стремление утвердить себя над миром, попирание нравственных принципов». Снижение, развенчание, «разоблачение демонической личности», индивидуализма печоринского типа было поэтому постоянной художественной задачей Достоевского. В Печорине Достоевский видит логическое развитие типа Онегина; героя Лермонтова также отличает «жажда истины», но он «дошел... до странной, в высшей степени оригинально-русской противоположности двух разнородных элементов: эгоизма до самообожания и в то же время злобного самонеуважения» [12, 103].
«Демонизм» образов романа Булгакова «Мастер и Маргарита» — это линия Воланда и его свиты. Он выражается в самых различных приключениях и, казалось бы, забавных историях. Но здесь и заключаются важные мысли. Во время представления, организованного Воландом и его сопровождающими в театре Варьете, Воланд наблюдает за людьми и за их реакциями и приходит к заключению, что люди не изменились. Он говорит: «Ну что же. Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... Ну что же... И милосердие иногда стучится в их сердца... Обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних...» [5, 178].
В течение всего романа Воланд никого не убивает, хотя он же дьявол, Сатана! Воланд и его свита (Азазелло, Фагот, Бегемот) были придуманы Михаилом Булгаковым для того, чтобы показывать человеческие пороки и глупости (сцены в театре Варьете, в ресторане дома Грибоедова, в торгсине на Смоленском рынке и т. д.). Загадка «демонических» образов в эпиграфе романа: «...так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо» (Гете. «Фауст»). Цитата точно выражает суть «демонических» героев — ведь они наталкивают Ивана Бездомного на переосмысление своей жизни, спасают любовь Мастера и Маргариты и возвращают рукопись Мастера...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |