Вернуться к У.А. Комиссарова. Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Борис Акунин)

2.1. Модернистская традиция в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» так и не был завершен Булгаковым и при жизни автора не публиковался. Одна из исследовательниц творчества писателя М. Чудакова считает, что существует около восьми редакций романа. Однако другая исследовательница Лидия Яновская утверждает, что это всего лишь миф, созданный сотрудниками Отдела рукописей1. Впервые роман был представлен читателю (в сокращенном журнальном варианте) в 1966 году, т. е. через 26 лет после смерти писателя. Полная версия романа сохранилась только благодаря жене Булгакова Елене Сергеевне. Время начала работы над романом датировалось по-разному: то 1928, то 1929 г. Изначально роман имел несколько вариантов-названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль».

После получения известия о запрете пьесы «Кабала святош», 18 марта 1930 г., Булгаков уничтожил первую редакцию произведения. Об этом писатель сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе»2. Работа над романом возобновилась через год (1931). В новой версии уже фигурировали Маргарита и ее спутник — будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей шутливой свитой. Вторая редакция (до 1936 г.) имела подзаголовок «Фантастический роман». Остались такие варианты названий, как «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта». Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., называлась «Князь тьмы». И только в 1937 г. роман получил окончательный вариант заглавия — «Мастер и Маргарита». В мае—июне 1938 г. впервые был перепечатан полный текст. Однако авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил ее на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». В общей сложности автор работал над романом более 10 лет3.

Михаил Булгаков свободно помещает фантастических героев в реальную московскую действительность, что позволяет отнести его творчество к модернистской традиции. Рассказчик у Булгакова зачастую меняет ироническую маску на лирическую, а иногда и вовсе исчезает (в главах о Пилате), предоставляя читателю право самому делать выводы.

Одна из знаковых особенностей прозы Булгакова — это исключительная сюжетная причудливость, порой даже абсурдность, а также фантастичность некоторых ситуаций и деталей, которые тесно переплетаются с обыденностью. В романе «Мастер и Маргарита» можно увидеть обращение к мифам, легендам и даже фольклору. Не зря это произведение определяют как роман-миф4.

Модернизм воссоздает мир как царство хаоса, абсурда, жестокости, несвободы. В центре произведений — человек, который бессилен перед лицом истории, развивающейся катастрофически. Для модернистских текстов характерна игра на грани вымысла и реальности, которые отличить друг от друга порой бывает очень сложно5. В творчестве М. Булгакова мы зачастую можем наблюдать балансирование на грани двух миров. Его герои, как кажется на первый взгляд, живут в обыденной реальности, но уже в следующее мгновение происходит событие, которое переворачивает обыденный мир и превращают его в царство абсурда и мистики («Дьяволиада», «Мастер и Маргарита»). Булгаковские герои, принимая хаос жизни за данность, пытаются вступить с ним в диалог, однако, это не всегда приводит их к победе или счастливой развязке6.

На модернистскую природу романа указывают и многочисленные символические описания. Символы присутствуют как и в московских, так и в ершалаимских главах. Однако порой то, что кажется символическим, у Булгакова является пародией. Так, в зале заседаний Грибоедова можно наблюдать двенадцать писателей, которые могут нам напомнить двенадцать апостолов. Вот только ждут они погибшего Берлиоза, а не Христа. Также в произведении есть сцена с превращением этикеток от нарзана в деньги, что можно расценивать как пародию на одно из библейских чудес. К данному перечислению можно отнести и некоторые символы, например это: бумажная иконка Ивана и изображение пуделя на шее у Маргариты7.

Но стоит отметить, что образы Иешуа и Воланда не выглядят пародийными. Они будто выбиваются из всего романа своей реалистичностью. Иешуа выступает в роли заступника, он будто оправдывает людей перед Богом. Воланд же принимает на себя роль судьи, который наказывает людей не в загробном мире, а в посюсторонней реальности. Порой может показаться, что «черная магия» его свиты вовсе не так уж «черна» на фоне всеобщего людского безобразия. Таким образом, объектом сатиры Булгакова становится не нечистая сила, а современные автору москвичи, допустим, писательский клуб Грибоедова.

Эксперименты автора с литературной формой (например, совмещение московских и ершалаимских глав) также указывают на то, что перед нами модернистское произведение8. Так Булгаков за счет включения текста в текст стремится расширить время и пространство, показать взаимосвязь событий. Булгаков отходит от привычной формы романа: на смену линейному построению сюжета приходит построение обрывочное, фрагментарное. Порой мы можем наблюдать происходящее в романе с разных сторон, словно повествование идет от лица нескольких героев, которые зачастую имеют противоположные точки зрения (Иван, Берлиоз, Воланд, его свита, Маргарита, Мастер и т. п.).

Еще одна ключевая черта модернизма — это значительное повышение требований к читателю. Модернизм тяготеет к элитарности9. И М. Булгаков также требует от своих читателей начитанности, «дополнительных знаний» для адекватного понимания романа. Так, уже в начале произведения автор дает нам отсылки и к «Фаусту» Гете, и к библейским историям, а в конце можно найти даже аллюзии на «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса.

Стоит также сказать, что модернизм как мировоззрение базируется на принципах культа города (урбанизма), культа индустрии (технологизма) и культа неразвитых образцов подражания (примитивизма)10. Это мы можем наблюдать и в произведениях Булгакова, ведь, по сути, Москва и ее окрестности становится важной «действующей силой» его рассказов и романов.

Таким образом, есть все основания для того, чтобы считать Михаила Булгакова одним из ярких отечественных писателей-модернистов. Его модернизм проявляется как на мировоззренческом, так и на художественном уровнях. Автор успешно пользуется модернистской практикой смешения разных миросозерцательных основ, стилевых тенденций и образных начал. Его герои балансируют на грани двух миров, то существуя в обыденной реальности, то проваливаясь в безграничное царство абсурда.

Примечания

1. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Путеводитель по роману Булгакова М.А. Мастер и Маргарита. Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2012. С. 5.

2. Там же. С. 8.

3. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Указ. Соч. С. 33.

4. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М.: Локид; Миф, 1996. С. 41.

5. Руднев В.П. Модернизм // Русская альтернативная поэтика. М.: Наука, 1991. С. 22.

6. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Указ. Соч. С. 44.

7. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Указ. Соч. С. 52.

8. Бореев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX в.: Борьба реализма и модернизма / Ю.Б. Борев. Киев: Министерство, 1986. С. 29.

9. Бореев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX в. ... С. 37.

10. Там же. С. 40.