Вернуться к М.О. Булатов. Нравственно-философская концепция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Введение

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых известных произведений отечественной литературы XX в., вошедшее в золотой фонд мировой классики. С момента своей первой публикации роман привлекал пристальное внимание исследователей. Существует множество работ, в которых исследуются разнообразные аспекты «Мастера и Маргариты», в том числе касающиеся его нравственно-философской проблематики, но, несмотря на это, практически все основные вопросы, связанные с романом, остаются дискуссионными. Определение мировоззренческих и этических основ идейной конструкции произведения, его нравственно-философской концепции представляется очень важным, поскольку именно от решения этой проблемы зависит правильное понимание вложенного в него автором смысла. В конечном счете сюда стягиваются и все остальные вопросы, связанные с определением источниковедческой базы романа, его связи с другими произведениями классической литературы, места в отечественном и мировом литературном процессе и др. Речь идет не об унификации восприятия произведения. Это невозможно, у каждого читателя свой Булгаков, как и свое понимание Мастера, Иешуа, Пилата, Воланда и других героев романа. Но при всем разнообразии красок и оттенков в диапазоне читательского восприятия заложенных писателем в его произведение взглядов, идей, представлений необходимо выделение четких ориентиров, маркирующих их мировоззренческую принадлежность и позволяющих не только определить главные направления нравственно-философской проблематики романа, но и построить на основе выявления их взаимосвязи и соподчиненности общую идейную концепцию «Мастера и Маргариты». В существующей о романе литературе неоднократно делались попытки увязать взгляды писателя, получившие образное выражение в его последнем произведении, с различными, порой взаимоисключающими религиозными и философскими течениями. Но существующие на этот счет теории имеют либо слишком общий характер, указывая на приверженность автора гуманистическим общечеловеческим идеалам, либо, отвечая на одни спорные вопросы, связанные с романом, не позволяют разрешить остальные противоречия, имеющиеся в нем. Поэтому на сегодняшний день при наличии широко разработанной источниковедческой основы общего понимания идейного содержания романа нет.

Исходя из вышеизложенного, главной целью нашей работы мы видим определение единой нравственно-философской концепции романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Для достижения этой цели необходимо последовательное решение следующих задач:

— исследовать существующую историографию романа с точки зрения анализа основных направлений и подходов в отношении интересующей нас темы на основе синхронно-диахронного метода. Это предполагает последовательное рассмотрение основных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных роману, с момента его первой публикации и до настоящего времени наряду с изучением и систематизацией существующих взглядов по основным дискуссионным проблемам, связанным с исследуемой темой;

— исследовать семантику образной структуры романа, провести пообразный анализ. Выявление содержания основных образов романа, определение их иерархии и взаимосвязей будет способствовать пониманию главной идейной направленности произведения, поможет выделить основные составляющие его мировоззренческой и этической конструкции.

Результаты исследования содержания образной структуры, подвергнутые системному анализу, станут основой для формирования целостной нравственно-философской концепции романа.

Научная новизна исследования состоит в ином, отличном от существующих, понимании семантики одних из образов романа и расширении и дополнении толкования других, в особенностях трактовки их классификации, роли и значения в романе, и в создании на этой основе целостной концепции произведения, также отличающейся от известных.

Источниковой базой исследования послужил роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», его ранние редакции, некоторые предшествующие произведения писателя, в частности, «Театральный роман», письма писателя, дневники и воспоминания его жен, родственников, друзей, знакомых. Следует особо подчеркнуть важность ставших доступными в последние годы ранних вариантов романа. Сравнение их друг с другом, с заключительным текстом произведения дает возможность понять особенности исходного замысла, проследить направление творческой эволюции взглядов автора. Сведения, иллюстрирующие этот процесс, содержатся и в воспоминаниях близких писателя, в первую очередь, Л.С. Белозерской-Булгаковой и Е.С. Булгаковой. Кроме этого, в своей работе мы опирались на весь наработанный предыдущими исследователями-булгаковедами потенциал. Следует отметить, что в количественном отношении трудов, непосредственно посвященных нравственно-философской проблематике романа, сравнительно немного, меньше, чем, скажем, тех, где рассматриваются его источники и связи с теми или иными произведениями отечественной и зарубежной литературы. Но проблемы идейного содержания «Мастера и Маргариты» затрагиваются, наряду с другими, во многих работах более широкого плана, посвященных творчеству писателя в целом.

В некоторых случаях авторы, исследуя какие-то отдельные аспекты романа, связанные с его источниками, композицией, прототипами тех или иных образов и т. д., выходят в результате на вопросы мировоззренческого и этического характера. Особо хочется отметить важное значение работ первых исследователей романа «Мастер и Маргарита», где интересующие нас проблемы рассматриваются в широкой взаимосвязи с другими его сторонами. Это касается в первую очередь В. Лакшина и И. Виноградова, чьи замечания и суждения по поводу нравственно-философской направленности романа не потеряли, на наш взгляд, своего значения и по сей день. Из булгаковедов последующего поколения, посвятивших свои работы непосредственно исследуемой нами проблематике, необходимо отметить И.Ф. Бэлзу, Н.П. Утехина, Е.А. Яблокова, Л.А. Левину, А. Кораблева и др. При всем том, что наши взгляды в ряде вопросов существенно отличаются от мнения по ним данных авторов, проведенные ими исследования семантики основных образов романа, их взаимосвязи, ведущих мотивов и главных направлений нравственно-философского содержания произведения продемонстрировали многообразие и поливариантность возможных подходов, дали сравнительный материал, создали основу для выработки нами собственной позиции по этим проблемам. Особую роль для понимания идейного содержания «Мастера и Маргариты» играет знакомство с биографией писателя, особенностями его драматической творческой и личной судьбы, отразившимися в его мировоззрении и получившими образное преломление в его последнем, «закатном» романе. В этом отношении следует отметить важное значение исследований М.О. Чудаковой, В. Лосева, Л.М. Яновской, А. Вулиса, Б.В. Соколова, где рассматриваются во взаимосвязи творчество и биография писателя, а также опубликованных дневников и воспоминаний близких М.А. Булгакова.

При знакомстве с историей создания «Мастера и Маргариты» обращает на себя внимание такая особенность. Писатель несколько раз оставлял свою работу над романом, чтобы каждый раз, спустя некоторое время, вернуться к ней вновь. Основной период, охватывающий время создания романа, подробно зафиксирован в дневниковых записях его последней жены Е.С. Булгаковой, где тщательно отражена не только личная жизнь писателя, но и сведения, касающиеся его творческой деятельности. Анализ этих записей показывает заслуживающую, на наш взгляд, внимания закономерность: возвращение к работе над романом всякий раз сопровождалось заметным ухудшением состояния здоровья писателя. Прерывание работы над «Мастером и Маргаритой» совпадает по времени с улучшением состояния Булгакова, но он неизменно ее возобновлял. 30 октября 1934 года Булгаков начинает тетрадь дополнений к роману знаменательной фразой: «Дописать прежде, чем умереть»1. По свидетельству Е.С. Булгаковой, результаты медицинских обследований, проводившихся по ее настоянию в отношении мужа, не давали никаких оснований для беспокойства, но, несмотря на это, осознание близости смерти не оставляло писателя с середины 30-х годов.2

Все это вполне объяснимо. М.А. Булгакову приходилось работать в условиях враждебного ему окружения, выносить нападки и преследования со стороны официальной критики, жить, помня о постоянной возможности расправы (не только с его творчеством — это совершалось на протяжении всей его литературной биографии, но и физической, как это было в отношении многих его коллег, знакомых по писательской и театральной среде). При этом он испытывал большую нагрузку, выполняя параллельно с работой над своими основными произведениями, различные заказные работы как драматург, сценарист, либреттист и инсценировщик, большинство из которых не было воплощено в тех условиях в жизнь. Известно, что писатель очень переживал по поводу запрещения многих его произведений, изъятия из театрального репертуара созданных им пьес. Все это, естественно, не могло не сказаться на его здоровье. Но это одна сторона данной проблемы; другая, непосредственно связанная с интересующей нас проблематикой, заключается в том, что, происходя из семьи священника, профессора богословия, писатель не мог, как нам кажется, не понимать, что, избирая в качестве героев своего произведения персонажей, давно ставших не только религиозными, но и общекультурными символами, олицетворениями злого и доброго начал, он этим самым не только приобщался к существующей литературной и, шире, общеевропейской культурной традиции, но и взваливал на свои плечи огромную ответственность, предлагая свое понимание основных противоречий человеческой истории, свой ответ на вечные вопросы человеческого бытия. И осознание этого в сочетании с внутренней невозможностью оставить работу над романом накладывало на писателя, жившего и без того в нелегких условиях, дополнительную, очень серьезную нагрузку. Анализируя последний, заключительный период его жизни, приходящийся на конец 20-х — 30-е годы, можно, как нам кажется, сказать, что его самое знаменитое произведение — роман «Мастер и Маргарита» стоил ему жизни. Не о всяком из существующих известных художественных произведений можно это сказать.

Поэтому любое прикосновение к роману, изучение каких-либо связанных с ним проблем, а тем более разработка его нравственно-философской тематики налагает в этом отношении на исследователя особую ответственность, освященную именем автора, пожертвовавшего своей жизнью для воплощения в своем произведении и познания через него окружающими открывшихся перед ним истин.

Вслед за многими другими исследователями мы попытаемся в данной работе внести свой вклад в изучение оставленного нам идейного наследия писателя, получившего наиболее полное отражение в его последнем романе «Мастер и Маргарита».

Примечания

1. См. Булгакова Е.С. Из дневниковых и мемуарных записей 1933—1970 гг. // Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988. С. 402; Лосев В. Рукописи не горят // Булгаков М. Великий канцлер. Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». М., 1992. С. 16.

2. См. Булгакова Е.С. О пьесе «Бег» и ее авторе // Воспоминания о Михаиле Булгакове... С. 388.