Вернуться к О.В. Чупкова. Нравственно-этические аспекты художественного мира М.А. Булгакова

Введение

В диссертации рассматриваются произведения М.А. Булгакова, в которых отражено творческое понимание им нравственно-этических и социальных проблем эпохи, исследуется в обозначенном аспекте художественный мир писателя в целом. Выявляется смысловое значение конфликта в художественной организации различных жанров, эстетические принципы писателя и влияние на них литературного процесса, внутри которого сложился булгаковский творческий метод.

Особое внимание уделяется нравственным исканиям Булгакова в пору крушения самодержавного общественно-политического строя, кризиса, побуждающего человека к активным поискам истины. Нравственные коллизии в творческом изображении писателя, духовные ориентиры и характеристики самого писателя его современниками и исследователями творчества составляют предмет исследования.

На долю М.А. Булгакова выпало тревожное, но вместе с тем и героическое время — грандиозных преобразований, страшных катаклизмов. В своём творчестве писатель затрагивает вечные проблемы добра и зла, гуманности и жестокости, совести и ответственности. Он пришёл в литературу в начале 1920-х годов, его творческий метод сложился под влиянием не только русской классической литературы, но и западноевропейской, особенно сильное влияние на его творческие принципы оказали немецкие романтики (Гёте, Гофман). Главным героем каждого произведения Булгакова становится человек, поставленный в жёсткие исторические рамки, которые ведут его к необратимым, а в восприятии самого персонажа нередко и фатальным последствиям.

Нравственность для Булгакова имеет своим истоком духовные ориентиры личности, направляющие её поступки и ведущие к решениям. Психологический мир персонажей принципиально важен для писателя, прослеживающего малейшие внутренние колебания своих героев. Этическая сторона бытия художественно исследуется исходя из установок автора и его персонажей, которые существенно меняются под влиянием исторических перипетий. В контексте произведений Булгакова основой бытия личности становится её способность к самоанализу, к оценке своего поведения с точки зрения исторических и над-исторических закономерностей.

Лучшие герои Булгакова, готовые на всё ради высоких идеалов, остаются верны нравственным законам. Ю.М. Лотман писал: «Следствием преодоления нормативности подхода к человеческой личности был историзм — стремление увидеть в человеке не вечную «природу», а исторически обусловленный характер. <...> Исторический факт есть не только реальность, но и ее оправдание»1.

В произведениях Булгакова «глубоко и полно воплощается картина равновесия жизненных сил <...> пропорция света и тени»2, а на первом плане показан человек, оказавшийся перед непростым выбором. Исходя из этой проблемы, писатель конструировал сюжеты своих произведений через такие события, которые переворачивают жизнь героя, ставя его перед неразрешимой нравственной дилеммой, вынуждая пройти через моральные и физические испытания. Нравственно-этический аспект всегда в центре внимания писателя. Здесь основной лейтмотив его творчества. Булгаков стремился соединить исследование эпохи в её исторической конкретности и постижение её духовных, мистических сущностей.

Интерес к творчеству писателя возрастает с каждым годом. Исследователи наследия М.А. Булгакова предлагают различные трактовки его произведений. Литературоведы XXI века говорят о своеобразной мистико-философской концепции его художественного мира: «Жизнь по Булгакову — это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но на самом первом месте — именно любовь»3, — утверждал В.Г. Боборыкин.

Литературную биографию Булгакова последовательно выстраивали Лидия Марковна Яновская (монография «Творческий путь Михаила Булгакова», 1983), Виктор Васильевич Петелин (книга «Мятежная душа России», 1986), Мариэтта Омаровна Чудакова («Жизнеописание М. Булгакова», 1988), Владимир Яковлевич Лакшин (статьи, очерки, книга «О прозе М. Булгакова и о нём самом», 1989), Владимир Георгиевич Боборыкин (биография «Михаил Булгаков», 1991), Всеволод Иванович Сахаров («Михаил Афанасьевич Булгаков в жизни и творчестве», 2008). Творчество писателя рассматривалось исследователями, главным образом, в соотношении с литературным процессом начала XX века. Жанр романа в наследии прозаика изучали Владимир Иванович Немцев («Михаил Булгаков: становление романиста», 1991), Борис Вадимович Соколов (книги «Тайны «Мастера и Маргариты»: расшифрованный Булгаков», 2010, и «Мастер и демоны судьбы», 2016). Роман «Белая гвардия» научно интерпретирован в работах И.А. Биккуловой «В поисках жанра: «Белая гвардия» М. Булгакова» (1992); В.А. Кохановой «Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»» (2000); Т.В. Дорониной «Художественное осмысление времени в романе М. Булгакова «Белая гвардия»» (2002); И. Чернышевой ««Белая гвардия» в жизни Булгакова» (2006).

Исследователи по-разному определяют связи произведений с биографическими и историческими реалиями. Гипотезы и факты, опубликованные исследователями, объединяет мысль о том, что творчество Булгакова неразрывно связано с эпохой, в которой он создавал свои произведения. Тем не менее, история вопроса содержит многочисленные разногласия: одни утверждают, что образ Алексея Турбина полностью автобиографичен, другие — что Мастер — это квинтэссенция размышлений писателя о своей судьбе, третьи находят, что Булгаков не отразил своё «я» ни в одном из персонажей, лишь частично наделив их чертами собственной биографии. При характеристике героев и лейтмотивов творчества М.А. Булгакова неизбежно возникают разночтения, остаётся много нераскрытых аспектов и граней, что дает основание для исследований его произведений в новых контекстах и создания новых интерпретаций.

При рассмотрении произведений писателя можно утверждать, что им присуща «полифония» — понятие, введённое М.М. Бахтиным: «Голоса здесь остаются самостоятельными. <...> В полифонии именно и происходит сочетание нескольких индивидуальных воль, совершается принципиальный выход за пределы одной воли. <...> Художественная воля полифонии есть воля к сочетанию многих воль, воля к событию»4.

Произведения Булгакова отличаются многогранными проявлениями интертекстуальности. Н.Н. Богданов заметил, что «в творческой манере Михаила Булгакова имеется характерный литературный приём: в определённый момент повествования читатель более или менее явно отсылается к какому-либо литературному источнику, без знания которого понимание этого места в произведении невозможно»5. Для нас принципиально важно рассмотреть произведения Булгакова в контексте русской литературы XX века, а также и всей мировой художественной культуры в целом. Выявление интертекстуальных связей, несмотря на то, что в этом отношении уже сделано немало, остается серьезной задачей современного булгаковедения.

Одной из форм интертекстуальности является аллюзия — «намёк на литературное, историческое, политическое, реальное явление, которое мыслится как общеизвестное и потому не называется»6. При этом часто нет «чёткой границы между цитатой, аллюзией и реминисценцией <...> три вышеперечисленные интертекстуальные включения <...> аллюзивные»7. Каждое произведение несёт в себе двоякий смысл, неслучайно Ю.М. Лотман отметил: «Текст предстаёт перед нами не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые. <...> Процесс дешифровки текста чрезвычайно усложняется, теряет свой однократный и конечный характер, приближаясь к знакомым нам актам семиотического общения человека с другой автономной личностью»8.

Актуальность избранной темы определяется широким аспектом нравственных и этических вопросов, к которым обращался в своём творчестве М.А. Булгаков, развёртывая их в произведениях разных жанров. Новые интерпретации внутреннего мира и поступков его персонажей ведут к углублённому пониманию позиции писателя и его художественного мира в целом, выявлению воспитательных возможностей его произведений.

Научная новизна работы заключается в последовательном акцентировании исследовательского внимания на нравственно-этических аспектах художественного мира Булгакова. В работе предложен комплексный анализ нравственных идеалов писателя, выявленный через отношение к ним многочисленных персонажей; проводятся прежде не рассматривавшиеся литературные параллели с произведениями русских и зарубежных писателей (от немецких романтиков XVIII века до писателей-современников XX века). Привлекаются мало изученные рассказы, повести, пьесы и романы («Я убил», «В ночь на 3-е число», «Китайская история», «Необыкновенные приключения доктора», «Дьяволиада», «Адам и Ева», «Блаженство», «Александр Пушкин», «Жизнь господина де Мольера» и др.), по-новому анализируются многократно привлекавшиеся литературоведами.

Объектом изучения в данной работе является проза и драматургия М.А. Булгакова (рассказы и очерки о Гражданской войне; драмы, посвящённые Москве; произведения о противостоянии гения и власти); рассматриваются интертекстуальные связи с произведениями современников (Вл. Соловьёва, В.В. Маяковского, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака, М.А. Волошина, Б.А. Пильняка, М.А. Кузмина, Г. Ибсена, Э.М. Ремарка и др.), оказавших влияние на становление и реализацию творческого метода Булгакова.

Цель диссертационного исследования — рассмотреть нравственно-этические аспекты художественного мира М.А. Булгакова и определить их значение. Цель определяет конкретные задачи исследования:

1) провести сопоставительные параллели между булгаковскими произведениями, определяющими целостное единство художественного мира писателя;

2) обнаружить специфику авторских оценок поступков и поведения персонажей, их эволюцию в знаковых произведениях разных лет (от «Записок юного врача» до «Мастера и Маргариты»);

3) выявить специфику художественного воплощения писателем противоречивых характеров, авторские аллюзии на их онтологические связи в пьесах «Бег», «Блаженство», «Иван Васильевич» и «Адам и Ева»;

4) рассмотреть художественные параллели произведений Булгакова с некоторыми произведениями российских и зарубежных писателей;

5) исследовать значение образно-символических и этических ситуаций, характеров в романах писателя «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»;

6) выявить роль исторических и автобиографических аллюзий и реминисценций;

7) обобщить наблюдения над поэтикой проявления авторской аксиологии в эпических и драматических произведениях Булгакова.

Методологической основой настоящей работы является комплексное использование разработанных в литературоведении подходов: структурно-аналитического, семиотического, сравнительно-сопоставительного, герменевтического.

Теоретико-методологическая база данного исследования обусловлена его целями и задачами. В качестве теоретической опоры для интерпретации поставленных проблем привлечены труды М.М. Бахтина («К философии поступка», «Проблемы поэтики Достоевского»), У. Эко («Шесть прогулок в литературных лесах»), Ю.М. Лотмана («Статьи по семиотике и типологии культуры»), В.Е. Хализева («Теория литературы»).

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Нравственно-этическая концепция М.А. Булгакова основывается на художественном осмыслении поведения и чувств человека в условиях нивелирования ценностей при крушении общественно-политического строя.

2) Основной лейтмотив творчества писателя связан с пониманием милосердия как высшей ценности и нравственного ориентира, сохраняющего человека в минуты трагических потрясений, утрат, отчаяния.

3) В произведениях Булгакова продолжены традиции русской и мировой классической литературы, имеются многочисленные аллюзии и реминисценции из произведений классиков и современников.

4) Проза и драматургия Булгакова (рассказы о гражданской войне, роман «Белая гвардия», пьесы «Бег», «Адам и Ева») активизируют нравственный мир читателя, способствуют формированию истинных идеалов.

5) Произведения, рассматриваемые в работе, принципиально важны для раскрытия авторских идеалов, художественного мира в целом. Образы Пушкина и Мольера раскрыты в драматических ситуациях борьбы за искусство против пошлости и злобы.

6) Булгаков, несмотря на сочувствие к героям-учёным (Персикову и Преображенскому), показывает их нравственный, научный и этический крах, происходящий из-за самонадеянного желания изменить законы природы, что оборачивается катастрофой и для их близких, и для них самих.

7) В центре художественного мира М. Булгакова — авторское восприятие социально-политических и онтологических споров его современников; художественное отражение нравственно-этических проблем XX века, их философское и мистическое понимание.

Апробация диссертационного исследования.

Работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы XX века МГОУ, а также на аспирантском семинаре. По теме опубликовано три статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ (Вестник МГОУ, серия «Филология»: 2014, № 5; 2015, № 2; 2017, № 5). Положения исследования освещены в докладах на международных конференциях «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи «Смирновские чтения» (Москва, 2016, 2018).

Структура работы мотивирована её целями и задачами. Диссертация, объёмом 242 страницы, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 306 наименований.

Примечания

1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962—1993). СПб.: Искусство, 2005. С. 216.

2. Там же.

3. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М.: Просвещение, 1991. С. 82.

4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, 2016. С. 28.

5. Богданов Н.Н. Пятое измерение Михаила Булгакова // Литература в школе. М., 2004. № 8. С. 13.

6. Троицкая О.И. Изучение теоретико-литературных понятий: аллюзия — стилистическая фигура // Литература в школе. М., 2015. № 17. С. 23.

7. Папкина Д.С. Типы литературных аллюзий // Вестник Новгородского государственного университета. Новгород, 2003. № 25. С. 79.

8. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 130—135.