М.А. Булгаков не раз обращался в своем творчестве к наследию русских писателей-классиков (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.)
Особенно много встречается отсылок к Гоголю и Пушкину.
А.С. Пушкин в булгаковских произведениях — не только любимый, близкий по духу и по судьбе писатель, учитель в литературе (как Н.В. Гоголь), А.С. Пушкин еще и символ всей русской классической литературы для Пушкин — ядро, сердцевина русской классики.
Классическое наследие, наследие Пушкина питало живые силы души Булгакова. На протяжении всей нелегкой жизни Булгаков ощущал себя преемником, продолжателем гуманистических традиций родной литературы, глубоко осознавал почти пророческую (по Достоевскому) миссию русского писателя.
Способность выстаивать в трудностях, оставаясь человеком, как никогда, необходима нам теперь, в жестокий, по-пушкински, «железный» век. Творческая жизнь М.А. Булгакова может служить нам примером.
Поэтому осмысление творчества М.А. Булгакова и его неразрывной связи с духовными корнями, с отечественной духовностью (символом которой является наследие Пушкина) — актуально сейчас.
Как отмечает И.Ф. Бэлза1, подобная постановка темы исследования позволяет найти самый надежный путь к пониманию закономерностей построения булгаковского творческого мира, к его верной идейно-тематической и художественной характеристике. В этом научная актуальность темы.
Нами взят за основу конкретно-исторический метод, выбор которого обусловлен целью и задачами исследования.
Цель работы — объяснить причины обращений Булгакова к произведениям Пушкина, осмыслить его благоговейный интерес и ориентир на судьбу Поэта, ставшую эталонной для поколений русских художников.
В качестве сквозной задачи и мы поставим определение и характеристику вех идейно-художественного воздействия наследия Пушкина на творчество Булгакова, ведущих образов и тем, связанных с Пушкиным.
Первые статьи по проблеме, обозначенной в теме диссертации появились еще в 1920-х гг. Связи прозы М.А. Булгакова с наследием классической русской литературы рассматривались тогдашней критикой как «порочные».
Советское литературоведение вернулось к теме «Пушкин и Булгаков» к началу 70-х гг. Тема была затронута уже в первых статьях о творчестве М.А. Булгакова (О.Н. Михайлова, П.В. Палиевского). Далее литературоведами были рассмотрены отдельные аспекты темы (работы И.Ф. Бэлзы, Б.М. Гаспарова, И.П. Золотусского, Е.А. Яблокова, С.В. Владимирова, И.В. Григорай, В.С. Дмитриевой, В.И. Сахарова, В.И. Лосева и др.).
Диссертация, выполненная по данной теме, представила бы цельную картину связанности творчества М.А. Булгакова с наследием А.С. Пушкина.
В 1994 г. на кафедре истории русской литературы XX века МГУ была защищена диссертация А.П. Забровского «Пушкинская традиция в творчестве М.А. Булгакова».
Эта работа наряду с интересными наблюдениями содержит существенные недостатки. Главный недостаток диссертации — ее неполнота. Автор рассматривает, фактически, некоторые аспекты преемственности Булгакова по отношению к Пушкину, в двух романах: «Белой гвардии» и «Мастере и Маргарите».
Остальные же булгаковские сочинения, в которых зримо присутствует наследие Пушкина, большей частью не упомянуты вовсе. Владикавказский диспут о Пушкине (важнейшая веха в творческой жизни Булгакова) и пьеса «Последние дни» («Пушкин») характеризуются одним абзацем текста.
В упомянутой диссертации используются данные только опубликованных источников.
В нашей работе мы стремились соединить объективные данные, полученные в результате предыдущих исследований, с новым анализом, опирающимся и на результаты работы в архивах и на тщательное сопоставление литературных текстов Пушкина и Булгакова. В сопоставлении главным является для нас целостный анализ произведений, с отказом от излишнего внимания к случайным ассоциациям.
Научная новизна работы определяется еще тем, что мы привлекаем к анализу (помимо «Белой гвардии», «Мастера и Маргариты», пьесы «Последние дни») фельетоны и очерки, «Записки на манжетах», «Дни Турбиных», «Роковые яйца», «Бег», «Зойкину квартиру», «Собачье сердце», инсценировку «Мертвых душ» и др.
Благодаря работе в архивах, удалось обнаружить важные источники, частью не публиковавшиеся. Были привлечены материалы из архивных фондов Отдела рукописей РГБ, РГАЛИ, ФСБ РФ.
В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, где хранится самая значительная часть архива М.А. Булгакова, мы знакомились с черновой тетрадью пьесы о Пушкине, материалами по ее постановке в Художественном театре.
О пьесе «Последние дни» («Пушкин»), особенно, о ее творческой истории, был опубликован ряд статей. По этой теме писали: О.Д. Есипова, И.Е. Ерыкалова, А. Гозенпуд, А.Г. Рабинянц и другие исследователи (см. библиографический список в конце работы).
Но нет современных публикаций литературоведов и театроведов о замечательном спектакле «Последние дни», его творческой истории. Мы постарались восполнить этот пробел, написав о постановке МХАТа, целиком основываясь на архивных источниках.
Черновая тетрадь пьесы о Пушкине была не так давно опубликована и тщательно откомментирована И.Е. Ерыкаловой (Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн. 2. СПб., 1994).
Однако, подчеркивания, выделение слов, пометки на полях рукописи, увиденные своими глазами — тоже имеют значение для вдумчивого исследователя.
Авторское название пьесы — «Александр Пушкин», но МХАТ подобрал другое, выдвинув действенный аргумент, что в название не может быть вынесено имя героя, которого нет на сцене (Булгаков, как известно, исключил самого Пушкина из числа действующих лиц, создав пьесу о Пушкине «без Пушкина»).
В разделе 2.6 настоящей работы мы принимаем название «Последние дни» («Пушкин»), тем более, что часть параграфа посвящена постановке Художественного театра.
В РГАЛИ в архиве В.В. Вересаева (которого М.А. Булгаков первоначально привлек к работе над пьесой о Пушкине в качестве соавтора) содержится важная для нас рукопись — отрывки вересаевского варианта пьесы. В качестве иллюстраций, комментируя и стараясь разъяснить причины разногласия соавторов, мы приводим выдержки из вересаевского текста в разделе 2.6.
Часть приводимых отрывков еще не публиковалась.
В Отделе рукописей РГБ содержится дневник Ю.Л. Слезкина, в котором он вспоминает о своих встречах с М.А. Булгаковым, нелестно, но в чем-то верно отзываясь о бывшем приятеле. Есть и неопубликованные записи, которые приводятся, в числе других, в этой работе.
Опираясь на архивные источники, можно прояснить оттенки взаимоотношений М.А. Булгакова и представителей левого искусства — В.Б. Шкловского, В.Э. Мейерхольда, В.В. Маяковского.
В архиве ФСБ РФ мы знакомились со следственным делом Г.А. Астахова — противника М.А. Булгакова на владикавказском диспуте о Пушкине. Г.А. Астахов был арестован в 1940 г. и погиб в сталинском лагере. Частично материалы следственного дела Астахова поднял В.А. Шенталинский в книге «Донос на Сократа» (2002 г.). Но исследователи творчества М.А. Булгакова еще не обращались к материалам дела.
Конечно, мы пользовались и опубликованными источниками.
Пристальное внимание мы уделили мемуарам о М.А. Булгакове.
Из пушкиноведческих работ наиболее часто мы обращались к трудам Ю.М. Лотмана, Д.Д. Благого, В.С. Непомнящего.
Располагая материал, мы брали за основу, совмещая их, хронологический и тематический принципы. Последовательность и направленность глав определены основными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Результаты нашего исследования могут использоваться в литературоведении (при создании монографий о М.А. Булгакове, при составлении комментариев к научному изданию его сочинений), в практике вузовского преподавания.
На заседании Пушкинской комиссии ИМЛИ был прочитан доклад «Пушкин в творчестве М.А. Булгакова».
Статьи по материалам диссертации публиковались в сборниках ИМЛИ: «Московский пушкинист», «Начало»; журналах: «Литературная учеба», «Московский вестник», «Наш современник».
Примечания
1. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (На примере произведений М. Булгакова) // Контекст. 1980. М.: Наука, 1981. С. 236.
К оглавлению | Следующая страница |