Вернуться к В. Лян. Мотивная структура повести М.А. Булгакова «Дьяволиада»

Заключение

Данная диссертационная работа представляет собой попытку системного анализа мотивной структуры повести Булгакова «Дьяволиада». В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что повесть «Дьяволиада» создана автором под влиянием гностических учений.

Описание феномена телесности используется писателем как важный способ выражать свое отношение к человеку и миру. В первой главе данной диссертации исследовались телесные мотивы в повести, особое внимание уделено тем телесным мотивам, связанным с гностицизмом. Прежде всего, мы обратились к мотиву запаха серы, который пронизывал всю структуру повести. Мотив запаха серы отсылал нас к библейской традиции (серный запах — признак инфернальности). В повести также обнаруживались другие библейские мотивы, например, мотив нечистой силы, который ярко воплотился в образе Кальсонера. Здесь упомянули ряд фольклорных мотивов, связанных с фантастическими фигурами персонажей. При описании портрета Кальсонера автор уделил большое внимание изображению его телесности. Мы отметили, что образ Кальсонера относился к персонажам «наполеоновского типа». В связи с внешностью Кальсонера мы обнаруживали мотив шара, который присутствовал в сне Короткова и на его последней сцене жизни. Мотив Наполеона в повести был связан с мотив музыки, что находило отражение в песне о пожаре в Москве. Далее анализировались мотив музыки, мотив опера, мотив голоса, мотив смеха, доказывалось, что с помощью введения в текст звуковых диссонансов создавалась звуковая картина мира Хаоса под возглавием дьявольской силы.

Как отметило множество исследователей, гностические учения оказали большое влияние на творчество Булгакова. В повести «Дьяволиада» влияние гностических идей также проявляется. Самый специфический признак гностицизма — идея мироотрицания. Так как. по мнению гностиков, мир создал не Бог а злой Демиург. Мотив гностического Демиурга находил отражение в образе Кальсонера. Во втором параграфе выделились нами такие мотивы, семантически связанные с мотивом главы, как мотив головы как яйца/шара, мотив болезни головы, мотив повреждения головы, мотив раннего глаза, и метафорический мотив декапитации, что доказало преимущественное внимание писателя к голове как важной сфере человеческого организма. В повести представлено множество различных видов трансформации тела, реализованных в ряде мотивов подмены тела: мотива метаморфозы, мотива превращения, мотива двойничества, особенно мотивов зооморфизаций тела, варьирующих ситуацию превращения человека в мифопоэтических животных, фигуры кота и петуха. В этих бесконечных телесных подменах выразилось отрицательное отношение автора к плотскости. Подчеркнули, что мотив смерти в повести также связан с идеей гностицизма, понимающей свободу как освобождение духа от телесности. Коротков человек гностический, который получил покой только после смерти. Можно сказать, что автор «спас» своего героя небытием — смертью.

Во второй главе через анализ нескольких мотивов: онейрических мотивов, мотив безумия и мотив двойничества мы пришли к выводу о том, что именно гностические учения оказали важнейшее влияние на формирование философских приоритетов писателя. По мнению гностиков, материю создает «несовершенный» творец Демиург. В зависимости от незавершённости этого «злого» начала, материальный мир, согласно гностицизму, несовершенен. Под влиянием этой идеи в повести Булгаков воссоздал подобный несовершенный мир, что находил себя в ряде онейрических мотивов, таких как мотив сновидения, лабиринта, тени, темноты, мотива мутного света, с помощью которых построено промежуточное пространство. Тесная связь мотива сновидения, мотива болезни и мотива вина была подробно рассмотрена. Особо отметили важную роль мотива лабиринта в сюжетно-повествовательной организации повести. Далее мы обратили внимание на мотив числа, рассмотрели роль описания четких деталей в повести, проанализировали мотив темноты, и пришли к выводу о том, что пространство повести носит пограничный характер.

Пограничное психологическое состояние главного героя отражается в мотиве безумия, связанном с телесными страданиями. Безумное состояние заставляло главного героя попасти в промежуточное пространство. Мотив безумия в повести был тесно связан с мотивом дьявольской силы, которая довела главного героя до потери разума. Обнаруженный мотив бумаги как символ жестокой бюрократической системы в связи с мотивом змеи обретал инфернальный характер. Мы отметили, что безумное состояние главного героя отражалось на телесных страданиях, таким образом, связались мотив безумия и телесные мотивы.

Третий параграф второй главы посвящен анализу мотив двойничества в повести. Наметилось несколько пар двойников: Коротков — Колобков, Кальсонер бритый — Кальсонер бородатый, Коротков — Коротков в зеркале. Особенно было замечено, что мир в повести также двойной, и подлинный постепенно заменяется ложным. Мы увидели, что в повести мотив дома вступил в коллизию «Дома — Антидома», а также вспомнили о рассуждении гностиков об абсолютном дуализме в восприятии этических понятий добра и зла, и увидели, что в связи с этим Коротков в повести имел два начала — добро и зло.

Суммируя наблюдения, мы пришли к выводу о том, что доминирующие мотивы, такие как телесные мотивы, онейрические и прочие при тесном взаимодействии друг с другом составляют мотивную структуру повести, которую связывают именно гностические идеи.