Служанка Воланда Гелла — фигура весьма живописная в фантастической свите сатаны, но не имеющая своей роли в коллизии романа. Возможно, поэтому в окончательной редакции автор как будто забыл о ней в конце произведения: она вылетает из горящего дома № 302-бис, но ее нет в свите Воланда в последнем полете.
В воспоминаниях В.Я. Лакшина о беседах с Еленой Сергеевной Булгаковой та в ответ на его недоумение «взглянула <...> растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: "Миша забыл Геллу!!!"». Эта экспрессия в изложении Лакшина несколько удивляет: едва ли Елена Сергеевна забыла, что в полной рукописной редакции 1938 г. Гелла участвовала в последнем полете: «Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь» (Мой бедный, бедный мастер... С. 643). Очевидно, дело было не в забывчивости, а в сознательно принятом решении, придающем большую стройность и значительность финальной сцене.
Багровый шрам на шее Геллы — как будто знак насильственной смерти или самоубийства, он возвращает нас к «Фаусту» Гёте: с таким шрамом привиделась Фаусту Гретхен в Вальпургиеву ночь.
Вероятно, имя этой героини Булгаков нашел в Брокгаузовском словаре, в статье «Чародейство», где указано, что так называли на Лесбосе безвременно погибших девушек, превратившихся после смерти в вампиров (см.: Miln. The Master and Margarita...). Вампирша Гелла своим поцелуем превращает в вампира и Варенуху.
Рисунок Николая Феофилактова. 1907
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |