Для поэтики Булгакова характерно использование символики чисел. Так, в «Белой гвардии» таинственный «Пэттурра» (Петлюра) заключен в камеру под номером 666 — «числом зверя». Богоборческие стихи поэта Русакова были помещены на 13-й странице футуристического сборника. Турбины живут в доме с тем же «нехорошим» номером (впрочем, в данном случае эта деталь не только символическая, но и автобиографическая: таков и был реальный номер киевской квартиры Булгаковых, в которой писатель жил с 1906 по 1919 год).
Особенно широко используется символика чисел в «Мастере и Маргарите». Однако здесь надо помнить, что писатель создает собственную «нумерологию», и исследователь, учитывая традиционное символическое значение того или иного числа, должен осмыслять его, исходя не столько из общепринятых значений, сколько из контекста, в который оно помещено.
Так, в романе, где многое инвертировано, «счастливым» числом «12» отмечены антагонисты Мастера и Иешуа — 12 членов правления ожидают Берлиоза, 12 следователей ведут следствие по делу сатаны, Пилат клянется «пиром двенадцати богов».
А сам Мастер является читателю в 13-й главе (в ранних редакциях глава была 12-я). Точно так же дом, куда забегает Иван в погоне за Воландом, первоначально носил № 12 (номер дома, в котором жили в Савеловском переулке друзья Булгакова Н.Н. Лямин и его жена Н.А. Ушакова), но число «13», возможно, связанное с чертовщиной, а также с Иваном, учеником Мастера, показалось более подходящим.
Священное для христиан число «3», помимо чисто фольклорных коннотаций (Мастеру трижды дают выпить волшебное питье), связано в романе с темными силами, начиная с появления инфернальной троицы на Патриарших прудах: три агента «одного из московских учреждений» ведут наблюдение за «нехорошей квартирой», три агента с оружием в руках вбегают в Торгсин, трое участвуют в убийстве Иуды...
Христианская версия нумерологии (рис. 1665 г.). В центре Иисус (5), Царь (3), далее — 12 колен Израилевых, 12 ступеней небесной иерархии, 12 Священных камней, 12 апостолов, 12 человеческих добродетелей и т. д.
Производное от него число «30» в нумерологии Булгакова связано с предательством и становится мерой возмездия и расплаты за совершенные преступления. Идет это, разумеется, от тридцати сребреников (в тексте романа — тридцати тетрадрахм). Фриде 30 лет подают платок, которым она задушила ребенка, Соков предлагает профессору Кузьмину 30 рублей...
Число «10» И. Белобровцева и С. Кульюс называют «обманным числом»: «Часто оно имеет обыкновение подсвечивать ложные ситуации, которые дешифруются разнообразными отсылками, и есть масса свидетельств жесткой выдержанности семантики числа 10 в московских главах романа. Так, например, десятка фигурирует в романе в виде денежной единицы, но червонцы, сыпавшиеся дождем в Варьете, оказываются фальшивыми, как и купюры, врученные Аннушке в награду за возвращенную подковку и превратившиеся в не менее фальшивые доллары. Сто девять (1-0-9) рублей, на которые "наказали буфет" несознательные граждане, тоже "обманка": в квартире № 50 они превращаются в червонцы. Фантасмагорический характер числа подчеркнут и тем, что 109 не кратно 10 и не может образовать ровное число десяток. Сознательное введение Булгаковым ложного числа очевидно: в вариантах фигурировало по» (Белобровцева, Кульюс. Роман... Комментарий. С. 336).
Более изощренные манипуляции с булгаковскими числами в «Мастере и Маргарите» проделывает Б. Гаспаров. Вот, к примеру, его рассуждения об использовании в романе числа «5»: «Вернемся <...> к дому 302-бис. <...> сумма цифр в числе 302 образует "5", и такой же итог дает квартира № 50 (с самого начала представленная в качестве "нехорошей квартиры"); где развертываются все основные события. "5" — магическое число, и в этом качестве оно используется в структуре романа: в первой сцене упоминаются "доказательства бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять"; действие в Москве развертывается в мае, в канун еврейской Пасхи — "ровно четырнадцатого числа" (снова "5" в сумме цифр) происходит действие в романе Мастера; в первый вечер Пасхи над храмом Ершалаимским горят два гигантских пятисвечия (и в ту же ночь на субботу — ночь бала у Воланда — горят лампы в десяти кабинетах в "одном из московских учреждений"). Кстати, номер Мастера в клинике — 118, что в сумме цифр дает "10". Наконец, Пилат — пятый прокуратор Иудеи...» (Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой... 1988. № 11). Этот ряд может дополнить и пятое измерение, почему-то не упомянутое Гаспаровым.
Е. Яблоков расшифровывает номер квартиры так: (3 + 0 + 2) удвоенное, что дает цифру ю, которая соответствует реальному номеру квартиры, где жил Булгаков. Об отношении Булгакова к десятке сказано выше.
Как указали И. Белобровцева и С. Кульюс, «число 6 у Булгакова тоже "инфернально". <...> В 6-м подъезде 6-этажного дома в МиМ находится нехорошая квартира, из которой исчезло шесть человек. Варианты свидетельствуют, что писатель колебался между цифрами 5 и 6 в обозначении номера парадного, но в любом случае он не вышел за рамки "дьявольского" числа и не вступил в противоречие со складывающимся числовым миром романа».
Заметим, что, когда «нижний жилец» Николай Иванович просит на справке для супруги и милиции поставить число (дату), кот возражает: «Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной», — это соответствует средневековому представлению, что на договорах с дьяволом чисел ставить нельзя.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |