В рамках романа тема света и тьмы (а также тени) непосредственно связана с темой добра и зла (см. статью «Добро и зло») и в значительной степени дублирует ее. Эксплицитно она обозначена в «неудачном каламбуре» фиолетового рыцаря (Коровьева) о свете и тьме (в чем именно заключался каламбур, в романе не сказано).
Об источнике этого каламбура в булгаковедении делалось немало предположений, однако почти все они малоубедительны.
И. Бэлза считает, что каламбур этот принадлежит Данте, добавившему к строке католического «Гимна кресту» — «Близятся знамена владыки» — слово «ад» (получилось — «владыки ада»).
Другое предположение — что каламбур восходит к Дионисию Ареопагиту с его оксюмороном «мрачный свет» (указано И. Белобровцевой и С. Кульюс).
Наше предположение о связи фиолетового рыцаря с карамазовским чертом и Иваном Карамазовым см. в статье «Достоевский».
Представляется, что в художественном мире Булгакова четко разделяются мягкий и резкий свет. Мягкий свет всегда с позитивной коннотацией — это свет настольной лампы под абажуром, свет свечей, свет луны. Яркий свет, будь то искусственный или естественный, дается неизменно с отрицательным знаком. Это ослепительное палящее солнце, лучей которого сторонится Иешуа, которое мучит и прокуратора, и римских воинов, и Левия Матвея, и повешенных на столбах. Примечательно, что и про Воланда Коровьев говорит: «Мессир не любит электрического света». Это яркий свет в окнах «одного из московских учреждений», резкий, ослепительный свет в морге, где лежит тело Берлиоза. Но и на Весеннем бале полнолуния «глаза слепило от света, льющегося из хрустальных виноградных гроздьев».
В черновых рукописях сохранилась записанная вне контекста фраза: «Свет порождает тень, но никогда, мессир, не бывает наоборот». В окончательную редакцию фраза эта не вошла. Неизвестно, предполагала ли она ответное возражение Воланду, вроде вопроса, обращенного к Левию Матвею: «...Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
К. Юон. Рождение светильников ночи. Из цикла «Сотворение мира». 1908—1909
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |