Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ренан

Французский филолог и историк Жозеф Эрнест Ренан (1823—1892), автор книг «Жизнь Иисуса» (1863), «Апостолы» (1860), «Святой Павел» (1869), четырехтомного труда «История происхождения христианства» и др. В библиотеке Булгакова было 16-томное собрание сочинений Ренана и отдельными изданиями — «Жизнь Иисуса» и «Антихрист».

Создавая образ Иешуа, Булгаков более других источников ориентировался на книги Фаррара и Ренана. У первого он заимствовал множество реалий, у второго — ряд неканонических подробностей, в том числе противопоставленность учения Иисуса официальной церкви и элементы анархического коммунизма в Его проповеди. Духовный облик Иешуа Га-Ноцри явно корреспондирует с обобщающей характеристикой Иисуса, которую дает Ренан в заключительной части своей книги: «Заставить полюбить себя "до такой степени, чтобы и после смерти его не перестали бы любить", таково было мастерское дело Иисуса, и именно это более всего поражало его современников. Учение его было до такой степени мало догматичным, что он никогда не думал записать его или поручить сделать это другим. Человек становился его учеником не потому, что верил в то или другое, но потому, что привязывался к его личности и начинал его любить. Все, что осталось от него, это несколько сентенций, собранных по памяти его слушателями, и, в особенности, его нравственный тип и произведенное им впечатление. Иисус не был основателем догматов, создателем символов; он был инициатором мира, проникнутого новым духом. Менее всего были христианами, с одной стороны, учители греческой Церкви, которые, начиная с IV века, увлекли христианство на путь наивных метафизических словопрений, и, с другой стороны, схоластики латинских Средних веков, пожелавшие извлечь из Евангелия тысячи пунктов одной колоссальной "Суммы". Быть христианином означало в первые времена христианства — прилепиться к Иисусу с тем, чтобы удостоиться Царства Божия» (Ренан. Жизнь Иисуса. С. 285). Именно такую любовь к Иешуа испытывает в романе Левий Матвей, который явно не видит в нем мессию.

Жозеф Эрнест Ренан