Имеется в виду дом на углу Моховой и Знаменки, построенный в 1784—1786 гг. архитектором В.И. Баженовым для П.Е. Пашкова. В 1862—1925 гг. в нем размещался Румянцевский музей, в настоящее время это одно из зданий Российской государственной библиотеки. Заметим, что как раз в этом здании должен был бы работать Воланд над рукописями Герберта Аврилакского.
Читателем библиотеки был и Булгаков. В рукописном отделе библиотеки хранится большая часть литературного наследия писателя.
С «каменной террасы» этого здания Воланд, «положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя», смотрит на Москву. Поза Воланда напоминает скульптуру М.М. Антокольского «Мефистофель» (1883) и таким образом вновь опосредованно отсылает читателя к «Фаусту» Гёте.
Эта «каменная терраса» напоминает балкон дворца Ирода Великого в ершалаимских главах. А «маленькие, обреченные на слом лачуги», которые видит Воланд с балюстрады, это те самые домишки в районе Волхонки, которые по «Генеральному плану реконструкции Москвы», широко разрекламированному, но не осуществленному, должны были снести в радиусе строительства Дворца Советов.
Б. Гаспаров полагал, что Воланд, находящийся на возвышении и наблюдающий за дымом пожаров, напоминает Наполеона, наблюдающего пожар Москвы, и Нерона, смотрящего на горящий Рим.
Румянцевский музей (Дом Пашкова)
М.М. Антокольский Мефистофель. 1883
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |