Купанье Ивана Бездомного, как и свечка с иконкой, которые он прихватил из дома № 13, имеет мистический смысл (поэт уже чувствует, что имеет дело с нечистой силой): это своеобразное крещение. И происходит оно у подножия храма Христа Спасителя, где до разрушения храма был гранитный спуск к реке и гранитная купель («Иордань») в память о крещении Иисуса Христа. В одной из ранних редакций этой главы храм был прямо назван: «...Иванушка скакнул и выскочил на набережную храма Христа Спасителя» (Булгаков. Мастер и Маргарита. М.: Высшая школа, 1989. С. 400).
Так как Иван, ученик Мастера, в какой-то мере сопоставим с учеником Иешуа Га-Ноцри Левием Матвеем, Б. Гаспаров и мучительное метание Ивана по Москве сопоставляет с шествием на Лысую Гору и казнью Иешуа Га-Ноцри: «Во время странствий Ивана по арбатским переулкам на груди у него оказывается бумажная иконка (ср. табличку на груди Иешуа во время следования на казнь); сам этот путь, совершаемый "в рубище", неожиданно патетически назван "трудным путем" (мотив шествия на Голгофу). На этом пути Иван встречает в ванной "голую гражданку" и та замахивается на него мочалкой (ср. губку, поданную Иешуа в сцене казни). Спасаясь от милиции, Иван разодрал об ограду щеку (ср. ссадину в углу рта у Иешуа). Наконец, в "Грибоедове" его связывают полотенцем (связанные руки Иешуа отмечаются несколько раз). Сама "рваная толстовка", в которой герой появляется в "Грибоедове" сопоставляется с "разорванным хитоном" Иешуа» (Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой... 1988. № 10. С. 106).
Своего рода «перевертыш» этого символического купанья связан с образом Маргариты, ставшей ведьмой: сначала она купается где-то вне Москвы, возможно у Лысой горы под Киевом, а позднее принимает кровавую ванну перед началом Весеннего бала равноденствия.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |