За ранним периодом творчества Михаила Булгакова, для которого характерны, в основном, фельетоны и газетные статьи, следует второй, гораздо более важный и обширный. К этому основному периоду относятся произведения приблизительно 1922—1926 годов, среди которых, помимо знаменитых новелл и рассказов, также множество драматических произведений. Некоторые из драм Булгакова этого периода были сначала поставлены в театре, а затем уже запрещены цензурой и отменены. Тем не менее, большинство произведений не были ни опубликованы, ни реализованы на сцене вплоть до восьмидесятых годов. Некоторые из них в то же время издавались в переводах или в оригинале за границей, как, например, «Зойкина квартира».
«Зойкина квартира» — пьеса, написанная Булгаковым под заказ для театра Вахтангова, где она была поставлена в 1925 году. Несмотря на это, публикация в СССР произошла только в 1982 году. До этого пьеса была переведена на немецкий язык и напечатана в Берлине, а также издана на русском языке в США.
К произведениям тридцатых годов относятся пьесы «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и другие. Ни одна из них не была допущена к постановке. Кроме того, нельзя оставить в стороне и «Дни Турбиных», которые можно назвать самой известной драматической постановкой Михаила Булгакова. Остановимся на этих произведениях.
Итак, «Багровый остров» — это пьеса по мотивам фельетона, опубликованного в 1924 году. Авторский подзаголовок к этой драме гласит: «Генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами». Произведение было написано под заказ для Московского Камерного театра, где была поставлена и шла полгода, после чего была запрещена. За это время она была сыграна на сцене более 60 раз. В 1929 году её запретили к показу, пьеса так и не была ни разу опубликована.
Следующее произведение из цикла «Бег» — четырёхактная пьеса о событиях гражданской войны в России. Писатель взял в качестве основы воспоминания своей жены Любови Белозёрской, у которой был опыт эмиграции в Константинополь, Берлин и Марсель, кроме того он использовал данные, полученные от беглого генерала Слащёва. Эта пьеса писалась по договору со МХАТом, хотя поставлена так и не была из-за жёсткой цензуры. Опубликована будет лишь в 1962 году, в театре поставлена только после семидесятых годов.
«Адам и Ева» — пьеса, посвящённая гипотетической техногенной катастрофе, которая постигла человечество из-за газовой войны. Одновременно три театра претендовали на эту драму — Ленинградский, Московский и театр в Баку, но ни одному из них не удалось её поставить, так как среди прочих она была запрещена к показу и публикации. В итоге, впервые это произведение увидело свет в 1971 году в Париже, а немного позже было опубликовано и на просторах СССР.
«Полоумный Журден» — следующее произведение, которое было написано Михаилом Афанасьевичем в 1932 году, не является полностью авторским. Содержание его — это видоизменённый сюжет пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Тем не менее, нельзя сказать, что эта пьеса является творческим переводом известного произведения. Отнюдь. Скорее это именно адаптация со значительными видоизменениями, хотя, строго говоря, сюжет сохранён оригинальный. В то же время автору удалось включить в повествование другую реальность, а также воссоздать атмосферу мольеровского театра на сцене.
В 1933—1936 годах Булгаков пишет следующее драматическое произведение — «Блаженство». Эта пьеса является основой для написанной немного позже драмы «Иван Васильевич». Но сюжеты двух произведений разнятся. «Блаженство» не было ни опубликовано, ни поставлено при жизни автора, как и «Иван Васильевич». Впервые эта пьеса увидела свет в 1966 году. Сегодня большинству людей сюжет этих двух произведений знаком в основном благодаря советскому фильму «Иван Васильевич меняет профессию», в основу которого и легли эти драмы.
В 1935 году к столетию со дня гибели одного из самых известных русских поэтов Александра Сергеевича Пушкина Михаил Булгаков приурочил свою пьесу «Александр Пушкин». Вторым названием этого произведения было «Последние дни». Ещё в сентябре 1934 года были сделаны первые наброски этой драмы, позднее писатель предложил творческое сотрудничество Викентию Вересаеву, который должен был заняться сбором фактов и документов о поэте. Сам же Булгаков должен был взять на себя творческую работу и оформление пьесы. Договор был заключён, и работа над произведением велась вплоть до 1935 года. Первый вариант пьесы попал в театр имени Вахтангова. После этого писателя начали преследовать неудачи: пресса и комитеты в делах искусства очень негативно отзывались о данной работе, кроме того, Вересаев потребовал исключения его имени из списка авторов. Негативные выступления закончились с заключением Булгаковым контракта со МХАТом на написание пьесы о Сталине. Критики считали, что пьесу «Александр Пушкин» из-за её лирического и камерного характера следовало бы назвать скорее «Гибель Пушкина», ведь именно на этом событии делается основной упор, а широкая панорама социальной жизни автором показана не была.
Следующее драматическое произведение, на котором следовало бы остановиться, — либретто к опере «Рашель» на основе рассказа Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи». Оно было написано в то время, как Булгаков работал в Большом театре, хотя опера так и не была поставлена при его жизни.
Ранее упомянутая нами пьеса об Иосифе Сталине носит название «Батум». Считается, что первые задумки подобного произведения появились у Булгакова ещё в 1929 году, хотя написана она была только в 1939. В основе сюжета — события из молодости вождя, а не его зрелые годы. Именно так Булгакову удалось не кривя душой написать произведение, которое не вызвало гнева Сталина.
Отдельно следует отметить пьесу Булгакова «Дни Турбиных», которая была написана в ранние годы, но, тем не менее, является одним из самых заметных его творений. Итак, в 1925 году Булгаков пишет это произведение для МХАТа, взяв за основу созданный им ранее роман «Белая гвардия». Этот заказ от московского театра и подарил Булгакову широкую известность. Пьесу сразу же разрешили к показу, и она очень успешно выдержала несколько театральных сезонов подряд. Всего существует три версии драмы, так как впоследствии писателю пришлось несколько раз её редактировать. Среди литературоведов до сих пор ведутся споры в отношении того, какую из версий считать окончательной и последней, так как произведение с купюрами не может считаться чистым проявлением авторской воли.
В области драматургии творчество Михаила Афанасьевича Булгакова было весьма обширным и разнообразным. Калейдоскоп тем и героев, уникальный авторский стиль и талант дарят его пьесам особый шарм, который делает их популярными и любимыми вплоть до наших дней.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |