БАДАРЖЕВСКА-БАРАНОВСКА Текля (1834—1861), польский композитор.
«Молитва девы» (1856), пьеса для фортепиано.
[СВБлок] С. 255. ...на пианино дочь играет «Молитву девы»...
БАХ Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист.
[ЗП] С. 526. ...навряд ли Митя Малокрошечный <...> отличит гобой от виолончели или фугу Баха от фокстрота «Аллилуйя».
[ПтиВМ] С. 191. Вслед мне пел дружный хор мужских и женских голосов, как в фуге Баха...
БЕРЛИОЗ Гектор (1803—1869), французский композитор и музыкальный критик.
[ММ] С. 7. Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз...
Примеч.: Как полагают исследователи, использование фамилии Берлиоза (наряду с собственными инициалами Булгакова) мотивировано тем, что композитору принадлежат произведения на темы трагедии Гете («Восемь сцен из «Фауста»» (1829), оратория «Осуждение Фауста» (1846)), а также «Фантастическая симфония (Эпизод из жизни художника)» (1830).
БОККЕРИНИ Луиджи (1743—1805), итальянский композитор и виолончелист.
Менуэт ля-мажор (из гитарного квинтета ми-мажор).
[ДТ] С. 8. ...часы бьют девять раз и нежно играют менуэт Боккерини.
ВАГНЕР Йозеф Франц (1856—1908), австрийский композитор и военный дирижер.
«Под двуглавым орлом», марш.
[БГ] С. 421. Пианино под пальцами Николки изрыгало отчаянный марш «Двуглавый орел»...
[БГРРПГ] С. 529. Пианино под пальцами Николки изрыгало отчаянный марш «Двуглавый орел»...
ВЕНЯВСКИЙ Генрик (1835—1880), польский скрипач и композитор.
[БМай] С. 660. Рядом оборванный человек играл на скрипке мазурку Венявского.
[СНТ] С. 532. Рояль играл мазурку Венявского.
ВЬЕТАН Анри (1820—1881), бельгийский скрипач и композитор.
[ММ] С. 255. ...глядите налево, на первые скрипки, и кивните так, чтобы каждый думал, что вы его узнали в отдельности. Здесь только мировые знаменитости. Вот этому, за первым пультом, — это Вьетан.
ГРИГ Эдвард (1843—1907), норвежский композитор.
«Танец Анитры» (1876), фрагмент музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
[ИВ] С. 435. «А теперь оркестр гармоний исполнит популярный танец Анитры...»
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ Михаил Михайлович (1859—1935), русский композитор и дирижер.
«Процессия Сардара» (1894), музыкальная пьеса из цикла «Кавказские эскизы».
[Типаж] С. 675. Мощный звонок перешиб «Шествие сардара».
— С вами говорит администратор ленинградских, московских и провинциальных театров, — сказал голос на фоне бубнов «Сардара»...
ЛИСТ Ференц (1811—1886), венгерский композитор и пианист.
[КитИ] С. 455. ...Франц Лист был рожден, чтобы играть на рояле свои чудовищные рапсодии, ходя Сен-Зин-По явился в мир, чтобы стрелять из пулемета...
Венгерская рапсодия № 2 (1847).
[Бег] С. 462. Колокола в шкафу внезапно играют из 2-й Венгерской рапсодии Листа.
[БГРРПГ] С. 526. В гостиной оборвалась на клавишах фриска из 2-й рапсодии под пальцами Елены.
Примеч.: Фриска (фришка) — быстрая парная пляска, одна из двух контрастных частей венгерского народного танца чардаш.
[ЗК] С. 83. Рояль где-то отдаленно и бравурно играет Вторую рапсодию Аиста.
[НеделяПр] С. 215. Там вам <...> товарищ Блох со своим оркестром Вторую рапсодию играть будет!
[№ 13] С. 242. ...звон Венгерской рапсодии, capriccioso...
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839—1881), композитор.
«Ночь на Лысой горе» (1867), симфоническая поэма.
[БГ] С. 225. Многие видели тут женщин, бегущих в одних сорочках и кричащих страшными головами. <...> На Лысой Горе произошел взрыв.
Примеч.: Б. Гаспаров отмечает переклички с образами Мусоргского.
СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882—1971), композитор.
[ММ] С. 87. — Доктор Стравинский, — представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно.
Примеч.: Использование фамилий, возможно, мотивировано тем, что Стравинский был автором «сказочных» балетов «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913).
ТАУЗИГ Карл (1841—1871), польский пианист и композитор.
Военный марш, переложение марша Ф. Шуберта.
Примеч.: Таузиг был учеником Шуберта.
[ВМ] С. 640. Через несколько мгновений вдохновение хлынуло с эстрады под военный марш Шуберта-Таузига...
ТРИФОНОВ Д.М., композитор.
«Тоска по родине», марш.
[ГСобака] С. 429. ...под звуки «Тоски по родине» перед публикой предстал ковбой и маг Джон Пирс.
ШОПЕН Фредерик Франсуа (1810—1849), польский композитор и пианист.
[М1920] С. 440—441. И всю зиму играла вальсы Шопена в валенках...
[УШ] С. 414. «По окончании ремонта заставить настройщика сыграть увертюру Шопена...
Примеч.: Среди сочинений Шопена увертюр нет.
[Чертовщина] С. 524. ...тапер глухо заиграл полонез Шопена.
Похоронный марш (третья часть сонаты № 2 си бемоль минор, 1839).
[МВК] С. 622. Отчет о деятельности бывшего месткома. — Живая картина в черном бархате под аккомпанемент похоронного марша т. Шопена.
ШТРАУС Иоганн (1825—1899), австрийский композитор.
[ММ] С. 254—255. Возвышавшийся перед оркестром человек во фраке, увидев Маргариту, побледнел, заулыбался и вдруг взмахом рук поднял весь оркестр. Ни на мгновение не прерывая музыки, оркестр окатывал Маргариту звуками. Человек над оркестром отвернулся от него и поклонился низко, широко разбросав руки, и Маргарита, улыбаясь, помахала ему рукой.
— Нет, мало, мало, — зашептал Коровьев, — он не будет спать всю ночь. Крикните ему: «Приветствую вас, король вальсов!»
Маргарита крикнула это и подивилась тому, что ее голос, полный как колокол, покрыл вой оркестра. Человек от счастья вздрогнул и левую руку приложил к груди, правой продолжая махать оркестру белым жезлом. <...>
— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус, — закричал кот...
ШУБЕРТ Франц (1727—1828), австрийский композитор.
[ЗП] С. 526. ...так же хорошо разбирается в музыке, как <...> Шуберт.
[ММ] С. 371. О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?
Военный марш ре-мажор (1818).
[ВМ] С. 640. Через несколько мгновений вдохновение хлынуло с эстрады под военный марш Шуберта-Таузига...
«Приют», песня (стихи Л. Рельштаба, пер. Ф. Берга) из сборника «Лебединая песня» (1828).
Бурный поток, чаща лесов,
Голые скалы — мой приют.
Как там кипучие волны идут
Тайно и горько, так слезы бегут...
[ММ] С. 105. Среди этих гудков откуда-то издалека послышался тяжкий, мрачный голос, пропевший: «...скалы, мой приют...» — и Варенуха решил, что в телефонную сеть откуда-то прорвался голос из радиотеатра.
Примеч.: Песня Шуберта входила в репертуар Ф. Шаляпина.
«Серенада» (стихи Л. Рельштаба, пер. Н. Огарева) (1828).
Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.
[ЧМ] С. 367. Болотова. Песнь моя летит с мольбою... песнь моя...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |