Внутри целостного московского мифа повесть М.А. Булгакова «Дьяволиада» является частью его мистико-фантасмагорической составляющей. Наиболее заметную, основополагающую роль в создании мистического мифа о Москве сыграло более позднее произведение того же автора — роман «Мастер и Маргарита». Свое продолжение эта линия развития московского мифа получила в произведениях многих современных авторов, таких, например, как Владимир Орлов (романы «Альтист Данилов», «Камергерский переулок» и другие).
Именно в повести «Дьяволиада» происходит сближение московского мифа с петербургским. В самом общем плане сюжетная канва и основной конфликт повести М.А. Булгакова имеют сходства сразу с несколькими важнейшими с точки зрения формирования петербургского мифа произведениями. Во-первых, поэмой А.С. Пушкина «Медный всадник». И в том и в другом случае главным героем выступает так называемый «маленький человек», человек, оказавшийся перед лицом неподконтрольных ему обстоятельств. В поэме А.С. Пушкина герой сталкивается с разгулом стихии, в повести М.А. Булгакова — с вмешательством таинственных темных сил. Во-вторых, с петербургскими повестями Н.В. Гоголя, прежде всего такими, как «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
С точки зрения перспективы, повесть «Дьяволиада» самым непосредственным образом, более тесно, чем другие произведения М.А. Булгакова, связана с романом «Мастер и Маргарита». На появление в печати повести «Дьяволиада» откликнулся Евгений Замятин, который в 1924 году проницательно отметил: «Абсолютная ценность этой вещи Булгакова — уже очень какой-то бездумной — невелика, но от автора, по-видимому, можно ждать хороших работ»1. Такой «хорошей работой» и оказался впоследствии роман «Мастер и Маргарита», по отношению к которому повесть «Дьяволиада» представляется своего рода черновым наброском.
Примечания
1. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия: Персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья. — М.: Эксмо, Алгоритм, Око, 2007. С. 313.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |